Смысл песни «Город под подошвой» на примере баттла Оксимирона против Гнойного
Со дня выхода альбома «Горгород» и культового трека «Город под подошвой» прошло уже почти два года, а дискуссии относительно содержания песен и образа самого исполнителя не прекращаются. Многочисленные отсылки к образам и цитатам звучат не только в интернет-среде, но и с площадок рэп-баттлов, начиная с фразы ST: «Моя ирония судьбы – твой «Город под подошвой», и заканчивая множеством панчей – рифмованных колких баттловых строк — Славы КПСС в адрес самого Окси и его творчества.
Содержание:
После баттла: как поражение связано с треком?
Последний рэп-баттл Оксимирона и Гнойного (он же Слава КПСС, Валентин Дядька, БутерБродский…) уже за первую ночь после публикации набрал более 3 миллионов просмотров. Впервые за всю историю рэп-соревнований заголовки всех основных российских (и некоторых зарубежных) СМИ буквально разрывались от слов об «историческом поражении» Оксимирона и выдвижении субкультуры российского рэпа на новый уровень. То, что раньше было известно только в молодежной среде (и то, далеко не всем), внезапно стало на слуху почти у каждого человека, хоть как-то старающегося «быть в теме».
C первых минут 1 раунда против Оксимирона Слава КПСС позиционировал себя в качестве могильщика «псевдо-короля русского рэпа» («Как творец ты умер, и не заслуживаешь славы культового рэп-певца»; «Ваш Oxxxy – дутая фигура, как стеклянный петушок») и последовательно дискредитировал – в своем обыкновенном «антихайповом», нацеленным на борьбу против пиара и популярных МС, стиле – сам факт противостояния исполнителей как дуэль «короля и шута». В сухом остатке баттл породил не только дискуссии на «Эхо Москвы» с разбором «рэп-поэзии» от современного журналиста и поэта Дмитрия Быкова, очередное интервью Юрия Дудя с недавним победителем и множество мемов с фразой: «Изи, изи. Рил ток. Синк эбаут ит», — но и желание осмыслить причины поражения Оксимирона.
Для того, чтобы оценить исход того или иного противостояния с неожиданным результатом – будь то военное сражение, футбольный матч или рэп-баттл, — нужно, не принимая в расчет внешние факторы, оценить всего лишь одну вещь: действительно ли проигравший был заведомо слабее, а тот, кто выиграл – на голову сильнее? И анализировать либо персону победителя, который подтвердил свой класс (Слава КПСС, истинный баттловый исполнитель), либо личность оппонента. На данный момент по поводу Гнойного и его стиля ведения баттла, его сомнительного нигилистско-постмодернистсого творчества, сказано довольно много. Очевидно, стоит посмотреть на исход баттла с другой стороны – стороны Оксимирона – и разглядеть глубинные причины его фиаско.
Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на баттлрэп — а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное.
Так написал Оксимирон в Инстаграмме, поясняя исход баттла. На самом деле эта отповедь – своеобразный возврат и аллюзия на всем известные строчки «Города под подошвой». Давайте вновь обратимся к исходному тексту, чтобы, проанализировав строки, в итоге понять, почему Оксимирон «зациклился» на своей ведущей роли в мире баттловых исполнителей.
Первый куплет
С самого начала первого куплета слушатель оказывается в движении и отправляется в путь вместе с Оксимироном и его труппой: он буквально «взламывает» свою душу небольшим ломом – фомкой – и спешит поведать миру свои воззрения. Слово «чёс» в данном контексте может восприниматься как большое количество концертов за короткий отрезок времени, — вот почему весь «фургон набит коробками с мерчем», то есть фирменной атрибутикой. Тем не менее, помимо концерта, среднестатистическому исполнителю — современному «менестрелю» (поэт-музыкант Средневековья) — остаётся, в общем, всего два пути: бесплатно выступать на «квартирниках» или «развлекать народ» на корпоративах. Но сердце, конечно, хочет большего. Жаждет доказать, что Окси и его команда – «первые кроманьонцы», первобытные люди, ставшие «homo sapiens» (дальше следует игра слов: Окси «выступает» сильно и успешно, как и челюсть древнего человека питекантропа «выступает» изо рта), — и бьётся ещё сильнее, так что не помогает даже валокордин.
Вернувшись в Россию из Англии после получения диплома Оксфорда, засветившись на площадке Hip-Hop.ru и поучаствовав в создании самого проекта Versus, Оксимирон взялся за изменение всей культуры рэпа в России с ориентаций на более продуманные, «сложные» тексты. Их нужно осмысливать, прослеживая многочисленные отсылки к литературным произведениям, философским концепциям и музыкальным течениям. Идея вместо «попсы». Тонкая лирика вместо слащавой «ванили». Стоит ли удивляться скрытой озлобленности Окси по отношению к другим, «традиционным» МС-исполнителям? «Хип-хоп не был культурой тупых, но потом такие как он его пнули под дых», — восклицает Оксимирон в баттле с ST. И, тем не менее, здесь же Мирон признаёт, что под его влиянием «рэп стал многопартийным»; а это значит, что в рэпе могло наметиться и «контркультурное» движение, породившее персонажей вроде Гнойного.
Бэттлов наплодив,
Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!?»
Я б весь рэп поработил, но все время в пути…
После того, как Оксимирон активно поспособствовал становлению движения баттл-рэпа в России, бывший «англичанин» не ушел в категорию «исключительно баттловых МС», а остался многопрофильным исполнителем, побеждая оппонентов за счет исходно высокого уровня. Но от баттла к баттлу побеждать становилось все труднее. Johnyboy был сильнее Дуни. ST оказался еще ближе к триумфу. Слава КПСС – «чисто баттловый МС» — победил фактически всухую. И вполне заслуженно – за счет опыта и отсутствия творчества, которое можно было бы раскритиковать (ибо критиковать то, над чем автор иронично смеется сам, абсурдно).
Соберите суд, но победителей не судят
Мы первые кроманьонцы — мы выбились в люди
«Оппонент молодец», — признается исполнитель в том же посте. Да, Оксимирон «выбился в люди» и даже после досадного поражения готов подтвердить, что оппонент победил вполне заслуженно. Как и во времена Екатерины II осуждать победителей – как бы они ни добились своей победы – не имеет смысла.
Припев
В припеве Оксимирон излагает мысль о «городе под подошвой Гулливера», делая её лейтмотивом всего творческого пути («Весь мой рэп, если коротко..»). В русском рэпе он чувствует себя человеком, «перевернувшим игру», огромным Гулливером по сравнению с «маленькими» во всех смыслах местными, «доморощенными» исполнителями, которые по уровню своих способностей, по задумке треков, оказываются не иначе как «под подошвой» выпускника Оксфорда.
Второй куплет
Во втором куплете вновь происходит смена ракурса: в поле зрения Оксимирона (точкой отсчета остается минивэн, спутник путешествий): многочисленные деревенские пейзажи и их атрибуты: «привидение Есенина», «последнего поэта русской деревни», кресты церквей, запах елейного масла и звуки молебнов. А в конце – громады городов «пары стран», Краснодар, Татарстан и столица – Москвабад (по аналогии с Ашхабадом; явный намёк на обилие иммигрантов).
Смысловая «начинка» второго куплета — мысль о стремлении к творческим образцам, которые ставит перед собой Оксимирон («принадлежать к большему, чем я»); внутреннее побуждение идти вперёд, невзирая ни на что. Кроме того, чувствуется нацеленность не столько на результат, сколько – на сам процесс, что, кстати, и подтверждает его отношение к баттлам как к возможности высказаться, полезному и интересному опыту: «Это чисто доказать себе, что еще одна галочка, еще одна галочка или отсутствие галочки. Как бы я готов к любым вариантам». Стоит ли в таком случае судить Окси за множество «лирических отступлений»? За тот самый 3 раунд, полностью посвященный произведению Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой»? В конце концов, автор «Горгорода» – это не «биоробот с лыбой комсомольца», не «машина», штампующая «панч-лайны»…И почему бы не использовать рэп-баттл для артикуляции своих идей («Это не я быстро читаю, а ты медленно слушаешь», — из баттла с ST) об упадке культуры чтения в России; о том обилии скучного и унылого примитива, что льётся потоками – не только с плоских экранов телевизоров, но и из социальных сетей, культивирующих шаблонные тексты популярных рэперов?
Третий куплет
К третьему куплету лирический герой уже откровенно утомился. Единственная установка – «не свернуть и не сломаться». Даже чудесный «мост в Асгард» — обитель скандинавских богов – перестает быть целью, ибо главное – это чтобы «везло с транспортом», то есть движение вперёд продолжалось. На всех «парапетах» улиц наклеены «лого» — концертные логотипы, а Окси продолжает «зачитывать» свои замысловатые тексты как «обкуренный» марафетом (жаргонное название кокаина) логопед, одновременно воображая себя Магомедом – пророком, посланным Аллахом по исламской религии – и сатанинским идолом-божеством Бафаметом.
«В деке саундтреки к путешествию» — в данной строке, очевидно, идёт отсылка-аналогия к магнитофону-приставке (с англ. «tape deck») или же резонирующей поверхности музыкальных инструментов.
Я — звезда? Дайте теплый плед и капюшон
Салфетки жопу вытирать — и все, отметка «Хорошо»
Оксимирон не считает себя звездой? Или всё же считает? «Пи*дец ты самовлюблённый, братан», — говорит Гнойный в начале 3 раунда. Да, нельзя не согласиться, что Окси свойственно самолюбование, повышенная требовательность к другим. Но ровно столько же – и даже ещё больше – он требует от себя, от своего творчества, манеры «подачи» на концертах. Можно ли ожидать от того же мистера «БутерБродского» решения отложить выход альбома из-за несоответствия внутренним требованиям к своему творчеству («Альбом неидеален в моём восприятии, поэтому я переношу релиз на неопределённую дату»)? Разве это не признак настоящего творца, не признак полного отсутствия идеи «следовать за толпой»? В каком-то роде феномен Оксимирона – это тоже феномен «антихайпа», борьбы с мейнстримом, просто более качественного уровня, лишенного тени абсурда. Оксимирон нацелен на созидание. Гнойный – определенно, на разрушение и деструктив.
В гору, когда прет. Потом под гору, когда тошно
«Может теперь кто-нибудь поймет, что я не забронзовевшая статуя, не все всегда просчитываю, и готов рискнуть всем чисто по фану, из спортивного интереса. И вскоре сделаю это снова» — Окси готов к поражениям и спокойно относится к этому. Это совсем не тот случай, когда одно поражение ставит крест на карьере рэпера, поскольку баттлы, опять же, не самоцель и не основной род деятельности Оксимирона (упомянутый Johnyboy действительно загубил свою карьеру, проиграв Окси; что лишь подтверждает его настоящий, довольно низкий уровень в плане творчества). «Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь троллить», — обращается Окси к Гнойному. Он продолжит идти вперед, а Гнойному – после нескольких удачных интервью и едких реплик – будет уготована судьба новогоднего фейерверка, который, единожды взлетев вверх, обратится в ничто (если вдруг не выйдет из «андерграунда», что вряд ли).
Есть в этом что-то от тургеневского Е. В. Базарова, главного героя романа «Отцы и дети», ставшего проповедником идеи «нигилизма» в середине 19 века. Базаров отрицает творчество, любовь, нравственность, семейные ценности, природу, — на протяжении всего произведения выступает за прагматичный подход к вещам, которому противопоставляет любые искренние «метания» и устремления души: «Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным. Отвергая любые авторитеты, Евгений предлагает идею человека как простого сочетания химико-биологических процессов. Тем не менее, в итоге, пройдя через любовные муки, которые он победить не может, герой умирает, а вместе с ним – и идея нигилизма, которая, по замыслу автора, подтверждает свою неполноценность. Схожую установку – уже относительно Славы КПСС – и высказал Оксимирон в ходе одного из раундов: «Ты не антигерой, ты вообще не герой, вызываешь сопереживания ноль..»; «Где же Гнойный за стебом и анонимностью? А его просто нет, ибо где-то исчез». И вправду, скоро исчезнет.
«Все теперь МС», — это, пожалуй, справедливо для сегодняшнего российского рэпа. «Любой может делать хип-хоп… Человеку нужно всего лишь купить микрофон за сто рублей, вырезать из поролона колпачок, надеть на него и писать свой рэп», — размышляет Гнойный в интервью с Ю. Дудем. Однако тех, кто готов писать хороший, качественный рэп, открывая в этом жанре нечто новое и непознанное, действительно мало.
Впрочем, это уже тема совсем другого «раунда»…
Автор: Роман Дорофеев