Смысл песни Би-2 «Черное солнце»

(514 слов) В сентябре 2017 у группы “Би-2“ вышел десятый альбом под названием “Горизонт событий“. Что и говорить, как и все творчество группы, композиции с пластинки получились весьма остросоциальной направленности. В некоторых песнях авторы позволили себе больше прямолинейности, в других, напротив, многое осталось талантливо прикрыто вуалью метафор. Интересен в этом отношении трек “Черное солнце“, на который был снят клип, вышедший весной 2018.

Название и текст “Черного солнца“ вызывают множество вопросов, разобраться в них сильно помогает видеоряд клипа, поэтому и рассматривать их, как мне кажется, стоит неразрывно друг от друга. Например, с первых секунд клипа становится понятно, что под словами “черное солнце“ подразумевается скорее феномен солнечного затмения, нежели оккультный символ, популярный у неоязычников и неонацистов (хотя, конечно, означающий центр вселенной, начало бытия и некий свет творчества, по своему смыслу он вполне вписывается в общую суть текста). На протяжении всей истории человечества в самых различных культурах и религиозных культах с большим вниманием принято относиться к затмениям солнца. Например, в «Слове о полку Игореве» это событие предрекает князю неудачу в походе на половцев. Трактовка этого феномена варьируется от случая к случаю, однако всегда имеет общий мотив: предзнаменование значительных грядущих перемен. Именно этот мотив звучит в припеве песни:

Если взорвется черное солнце,
Все в этой жизни перевернется,
Привычный мир никогда не вернется,
Он не вернется

После солнечного затмения в клипе мы видим обеспокоенного императора и супругу: на их лицах тревога, за завтраком они отказываются от еды. В это время по залам дворца уверенно шагает хромой гость, облаченный в черное. В его фигуре угадывается образ дьявола, ведь недаром булгаковский Воланд тоже опирался на трость. Подписав бумаги (видимо, отрекшись от престола), император удаляется, его супруга отдает свои драгоценные украшения, придворные кланяются дьяволу. Император в странном припадке начинает плясать, и это его последний танец: выйдя к народу, он кладет голову на гильотину. В сочетании со словами вся картина в целом приобретает некоторый политический подтекст:

В багровых тонах расцвела паранойя.
В соседней вселенной случилась война.
Магнитное поле неравного боя
Смертельной волной приближается к нам.

По соседству — война, во власти — паранойя, и предзнаменование, предостережение, мне кажется, обращено к простым людям. “В бескрайней ночи… последний парад начинают планеты“, свой последний безумный танец отпляшет власть, а последствия проводимой ей политики целиком лягут на плечи народа, и “каждый получит «счастливый» билет“. Те же, кто реально должен понести ответственность, — лишь “мертвые боги“, которые “[никого] не услышат и [никому] не помогут“.

Очевидна отсылка к событиям 1917 года, которая, между прочим, кажется особенно актуальной для момента релиза альбома, вышедшего, напомню, осенью 2017 года — как раз ко времени празднования 100 лет Октябрьской революции. Провести аналогии с днем сегодняшним, думаю, не так уж и трудно. Атмосфера, царящая в стране сейчас: это и абсурдные действия властей, и закономерные народные волнения — судя по всему, очень похожа на то, что можно было наблюдать столетие назад. В обстановке растущего социального напряжения неизбежно обостряется тема эмиграции, с которой ребята из “Би-2“ знакомы не понаслышке, и в созвучии с которой не так давно они выпустили совместную работу с Oxxxymiron’ом “Пора возвращаться домой“. Видимо, размышляя о судьбе родины и понимая, что реально заглянуть за горизонт событий невозможно, исполнителям остается лишь показать свое “Черное солнце“, предостерегая современников и побуждая их задуматься о происходящем.

Автор: Денис Александров

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector