Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

«Степной волк» – это амбулаторная карточка Гессе. В откровенной, практически исповедной книге автор доверяет бумаге свои душевные недуги. Из его биографии известно, что он страдал от мучительного разрыва с обществом своего времени, даже со всем своим временем. Его охватывала удушливая мизантропия, терзали вспышки агрессии, сменяющиеся апатией и меланхолией. В каждом человеке он физически ощущал пошлость, мещанскую ограниченность, скудоумие и стереотипное желание понравиться – как садовый гном в сувенирной лавке. При этом он был слишком интеллигентен, чтобы проявлять гневливость или высказывать свои обличительные ремарки. В этом можно упрекнуть его героя, но не самого автора. Именно желание выплеснуть свой негатив вдохновило создателя «Степного волка».

В романе мы находим множество отсылок к теории психоанализа Фрейда и трудам его последователя, Карла Юнга, который лечил Гессе и советовал ему сублимацию – перенаправление негативной энергии в творческое русло. Пациент решился подробно описать то, что мучило его на протяжении всей жизни. В его герое мы узнаем того же тонкого, ранимого и умного человека, вынужденного жить в разладе с окружающим миром, непримиримого в своей конфронтации с ним. Он поглощен только интеллектуальной составляющей бытия, в его библиотеке можно найти известнейшие образчики романтизма, к примеру, Новалиса, «голубой цветок» которого ищет и не находит Степной волк. Томление по идеалу, ставшее болезненной реакцией на агрессивную среду современности, переросло в полное неприятие  действительности. Но героя все-таки тянет к людям. Так, он находит отдохновение в мещанской чистоте, обставленной цветами, где обитает хозяйка съемного жилья. Он осознает, что ему даже нравится ее спокойная, уверенная и выскобленная добела обстановка. Она напоминает ему о семье, о детстве, когда он еще был мальчиком и не ведал душевных мук. Привлекает его и новая знакомая, дама легкого поведения. В ней волк видит сметающий все на своем пути дух нового времени. Он пытается его осмыслить: слушает джаз, ходит в присутственные места нового типа – те самые пошлые и вульгарные кафе. Если там он пытается найти себе угол, то в гостях у ученого мужа, пораженного той же обывательской усредненностью, он теряет контроль над собой. Это значит, что он ненавидит приторное самодовольство «образованного» человека, его попытку возвыситься за счет занимаемого положения. Причина его отвращения в том, что мещанин в науке рисуется, а обычные заурядные люди принимают и показывают себя такими, какие они есть. Почему же интеллектуал так ополчился на своего собрата? С ним его роднит ученость, а с хозяйкой жилья – ничего. В конце концов, большинство «умников» в той или иной степени снобы. Однако, по замыслу автора, гордый обладатель бюстика Гёте – двойник героя, в нем Гессе сосредоточил то, что больше всего раздражает в себе Степного волка. Он боится стать таким же сытым и заносчивым паразитом на теле науки, поэтому гложет сам себя, борется с тем, что другой человек пестовал бы и поощрял. Обостренная совесть – еще одна черта, усугубляющая положение прозаического «Я» Гессе.

Писатель излечился. Закончив свой монументальный труд, вырвав обещанный Шейлоку кусок мяса, он восстановил гармонию с окружающим миром и людьми, его населявшими. Мы не знаем, гений ли Юнга спас выдающегося литератора и философа, или загадочная сублимация, оставившая документальное себе подтверждение. Однако совершенно точно Гессе смог возвыситься над болезнью и победить ее единственным доступным ему оружием – созидательной силой Творца.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector