Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер»
Все чаще и чаще мы предпочитаем кинематограф литературе, но талантливые писатели всегда находят выход, возвращая нас к черно-белым страницам. Английский писатель Джон Фаулз написал «Коллекционера» и доказал, что книги надо пропускать через себя, прочувствовать настроение героев, и определенные истории звучат ярко именно языком литературы. Роман Фаулза был экранизирован, но, так как самих действий в произведении не так много, смотрится фильм не так захватывающе, как читается текст, и за это писателю отдельный поклон.
Так в чем же сюжет? Одинокий молодой человек по имени Фредерик Клегг влюбляется в студентку художественного училища Миранду Грей. Пока ничего необычного – он влюбляется в нее, читатель ждет действий, случайного знакомства или чего угодно, но только не того, что произойдет в книге. Так как Клегг недостаточно образован, он боится познакомиться с Мирандой обычным способом, поэтому решает ее похитить. Теперь Миранда находится в заточении у главного героя, который, кстати, увлечен коллекционированием бабочек – а вот и разгадка названия.
Роман интересен и своей структурой: сначала идет повествование от лица Клегга, вторая часть – дневник, который ведет Миранда. В третьей и четвертой частях слово вновь предоставляется Клеггу. Таким образом, мы рассматриваем ситуацию с разных сторон, и проникаемся участием не только к жертве, но и к похитителю.
Находясь в заточении, Миранда начинает понимать, что она – словно очередная бабочка в его коллекции, которыми он любуется, но отпускать не хочет. Клегг обеспечивает ее едой, одеждой, покупает то, что она просит, и дает ей все, кроме свободы. Однако творческую душу не устроит золотая клетка, поэтому, несмотря на неплохие условия, Миранда стремится сбежать. Впрочем, как делали бы большинство людей в подобной ситуации.
Фаулз настолько безупречно проработал роман, что поставил читателей в неловкое положение – мы начинаем больше сопереживать не Миранде, а ее похитителю. Описать похищение сможет каждый второй, но проходя взглядом по строкам от лица Клегга, волей-неволей начинаешь сочувствовать ему, сопереживать, и даже оправдывать его поступок. Понаблюдаешь за отношениями героев и даже задаешься вопросом, а кто из них жертва? Само собой, Миранда – она не может выбраться из дома, Клегг ее выводит из подвала только с кляпом во рту и связанными руками… о чем вообще может идти речь? Как в такой ситуации можно понять маньяка? А вот можно, вернее, Фаулз делает для этого все.
На Клегга даже не хочется вешать ярлык маньяка, стоит ему описать свои чувства, свое состояние и одиночество – и мы неизбежно проникаемся к герою, который отчаянно ждет взаимных чувств пленницы. Если посмотреть с другой стороны, в духовном заточении находится именно Клегг, а Миранда может вертеть им, как хочет. Единственное, чего она не может добиться – своей свободы.
Однозначный плюс произведения – оно станет интересным чтивом как для любителей «литературы попроще», так и для поклонников сложных, витиеватых сюжетов. Роман «Коллекционер» — произведение постмодернизма, поэтому Фаулз запрятал в нем кое-какие отсылки к предшествующим творцам. Многое мы узнаем из шекспировской «Бури», напрямую встречаем Холдена Колфилда из сэлинджеровского «Над пропастью во ржи», а что-то даже из греческой мифологии. Конечно, интересно узнать – сбежит ли Миранда? Полюбит ли она своего «Калибана»? Может, он ее отпустит сам? Но поискать различные аллюзии в произведениях Фаулза – значит украсить чтение великого романа.
Постмодернистский роман «Коллекционер» демонстрирует наглядный пример совмещения духовного – Миранды, и приземленного – Клегга. Возможно, в таких «Калибанах» многие узнают своих знакомых, которые просто не могут проникнуться искусством. В процессе прочтения романа добавляется еще одна интрига – сможет ли Миранда пробудить в собственном похитителе чувство прекрасного, либо он обречен на оскудение личности? В книге есть эпизод, где героиня раздевается перед Фредериком, отчасти причина заключается именно в желании понять, способен ли он оценить красоту женского тела, или же им управляет банальная пошлость. Думаю, ответ стоит найти для себя во время прочтения «Коллекционера».
Роман принес Фаулзу коммерческий успех, книга стала бестселлером, и понятно, почему. Удивительно, как тонко раскрыта психология маньяка, и каково читателю влюбиться в сумасшедшего героя. Если вся книга мотивировала переосмысливать прочитанную вами историю, то концовка ни сколько не отстает, и заключительные страницы оставляют послевкусие противоречивого, но однозначно прекрасного произведения искусства.
Автор: Мария Воробьева