Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

(350 слов) Мы все привыкли к тому, что проявление сострадания характеризует людей искренних, самоотверженных и добрых. Однако бывают случаи, когда мнимая отзывчивость прикрывает самолюбование, нуждающееся в выплеске. Есть эгоисты, которые хотят добиться похвалы своими фальшивыми благородными жестами. Чтобы узнать их жизни, рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» мужчина берет себе в жены бедную девушку и обещает помочь ее семье. При этом он добросовестно сдерживает свое слово: действительно заботится обо всех бытовых аспектах их жизни. Однако при этом Лужин отталкивает читателя своим «рациональным эгоизмом», получившим название «теория целого кафтана». По его мнению, не надо рвать последнюю рубашку, чтобы помочь ближнему, ведь тогда ни ему, ни тебе тепло не будет. Нужно отвернуться от горя окружающих и копить себе на кафтан. Как же человек с такими взглядами может искренне желать добра Дуне? Никак. Герой просто выбирает бедную, обязанную ему невесту, чтобы та приниженно исполняла роль слуги и восхищенно ловила каждое его слово. Этот поступок – эгоизм в квадрате, ведь Лужин под видом сочувствия предлагает женщине настоящее рабство. Не зря Раскольников возненавидел жениха сестры, чувствуя в нем такого же бесчеловечного «теоретика», как он сам.

В пьесе Островского «Бесприданница» многие герои маскируют свой эгоизм сочувствием. Карандышев со своим скромным окладом берет в жены девушку без приданного, да еще и влюбленную в другого мужчину, который ее оставил. Герой рассыпается в любезностях, утешает отчаявшуюся Ларису, говорит, что она не пожалеет о своем выборе. Он прощает ей пренебрежение, и даже любовь к Паратову, лишь бы она была с ним счастлива. Но в сцене со свадебными приготовлениями мы видим, что ему просто льстит тот факт, что красавица-дворянка досталась ему, а не богатым поклонникам. Под благородным поступком кроются низменные эгоистические мотивы: доказать всем, что он ничуть не уже других. Такие же фальшивые попытки помочь Ларисе предпринимают Кнуров и Вожеватов, решив сделать ее содержанкой. Прикрываясь дружеским намерением выручить женщину, они лишь хотят обладать ею.

Таким образом, нельзя верить отзывчивости, подкрепленной желанием извлечь свою выгоду из чужой беды. Настоящее сочувствие бескорыстно и робко, оно не бьет себя кулаком в грудь со словами: «Я все для тебя сделаю, ты же несчастен!». Оно тактично и не броско. Кичатся его проявлением только эгоисты.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector