Маленькие герои большой войны

Война – это больше, чем просто слово. Это боль, это страх, это смерть. Много книг посвящено ей, но немногие могут передать всю её тяжесть. Мало кто из советских писателей не побоялся показать суровую и трагическую военную действительность, и ещё меньше рассказало о маленьких людях, которые и стали главными героями (во всех смыслах этого слова) тех страшных испытаний.

Именно после войны стали появляться новые писатели, писатели-фронтовики, люди, которые не понаслышке знали о ней правду. Она раскрыла их, да и как удержать внутри весь тот тяжелый груз увиденного, услышанного, прочувствованного. Желание рассказать, и через это хоть немного освободиться от всего ужаса пережитого, подарило нам самые сильные и правдивые воспоминания об этой странице нашей истории.

Борис Васильев, «В списках не значился»

Борис Васильев как-то написал:

Я и не собирался быть писателем. Если бы не война, то, может, и не было бы писателя Васильева.

Уматгирей Артаганович Барханоев«В списках не значился» – не просто сочиненное Борисом Васильевым произведение, это повесть, в основу которой просочился кровавый след одного из последних защитников Брестской крепости. Здесь мало вымысла. Это книга о том, как война в один миг меняет людей, как нравственный выбор становится сильнее физической боли. Прототипом главного героя, простого 19-летнего парня Николая Плужникова, скорее всего, стал Уматгирей Артаганович Барханоев.

Он, как и его литературное отражение, так и не вернулся назад, навсегда оставшись защищать крепость.

Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал.

Каждодневный подвиг этого человека не оставил равнодушным немецкую дивизию.

Мы стояли, пораженные увиденным, пораженные мужеством этого человека. Когда проверили документы – партийный и военный билеты, – узнали, что он уроженец ЧИАССР, старший лейтенант пограничных войск. Фамилию его я запомнил – Барханоев. Нам приказали похоронить его с подобающими воинскими почестями. Он был погребен под оружейный салют. Не знаю, кто он по вероисповеданию, но мы поставили на его могиле столбик (из записок эсэсовского офицера Станкуса Антанаса).

Вячеслав Кондратьев, «Искупить кровью»

Военная проза советского писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева основана на личных воспоминаниях. Он не пишет об известных подвигах Великой войны, его произведения ­о тяжелых буднях, его герои – простые солдаты, взвалившие себе на плечи эти тяжести. Возможно, именно поэтому путь в литературу для Кондратьева оказался своеобразен. Он несколько раз пытался описать свой трагический жизненный опыт, но каждый раз что-то в написанном ему не нравилось. Позже писатель будет вспоминать:

Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давно хотели рассказать о войне… Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне, что видел на передовой я лично… И вот только «лейтенантская проза» — повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в которых была показана настоящая война — задела меня за живое.

Одним из таких личных переживаний войны стала повесть «Искупить кровью». В её основу лёг эпизод его фронтовой биографии, а прототипом главного героя повести стал Евгений Ильич Пригожин.

ветеран войныЭто реально существовавший человек, один из тех, на чью долю выпало тяжёлое бремя войны. Но он не сломался, выдержал испытание на человечность, проявив свое мужество, веру в победу и любовь к Родине. Несмотря на лишенное всякого романтизма военное прошлое, Евгений Ильич уже после войны, поселившись в городе Сланцы, стал автором публицистических работ и вёл активную переписку с Окуджавой, Есиным и, конечно же, Кондратьевым. Кровавые военные будни закалили его физически, но душа рвалась прочь от пережитых ужасов. Он полностью погрузился в мирную жизнь: вёл активную общественную работу в литературно-дискуссионном клубе и стал председателем городского шахматного клуба, но воспоминания о суровых и подчас несправедливых буднях, сохранил на всю жизнь:

Под Вязьмой, в одиночку, отчаянно дрался разведчик, уложил много фрицев, они ему переломали руки-ноги, бросили, потом он долго умирал. Я увидел его труп на куче навоза. Герой? Нет, пропавший без вести.

Юрий Бондарев, «Горячий снег»

День, подаривший жизнь десяткам тысяч людей. Именно о таком дне из жизни батареи Дроздовского повествует роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Это история школьников, только вчера вышедших из-за парт, а уже сегодня отбывающих Сталинград. Писательский талант Бондарева также «раскрыла» война.

И только после фронта появилось странное состояние смутной потребности выразить что-то, – скажет писатель.

Иван Лихачёв В своих произведениях он говорит от имени целого поколения юных мальчишек и девчонок, изменивших когда-то ход истории. Их юный задор, непоколебимая вера тесно переплетаются с войной. Но именно этот юношеский максимализм, возможно, и дал силы выстоять перед вражеским огнём. «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять и о смерти забыть!», – так скажет генерал Бессонов, прототипом для которого стал Иван Лихачёв. Именно его подвиг лёг в основу сюжета. Человек-легенда, изменивший когда-то ход Сталинградской битвы. Раненый Лихачев с однополчанином почти двое суток держали позицию, дожидаясь подкрепления. После победы Иван Лихачёв вернулся в родной Красноярск и решил освоить вполне прозаичную профессию бухгалтера, но всё же он никогда не забывал о прошлом и часто проводил уроки памяти для местных школьников.

Каждое произведение писателя-фронтовика – это тонкая ниточка, связывающая современное поколение с ужасами Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся живых свидетелей тех суровых сражений, и тем ценнее становятся художественные летописи о маленьких героях большой войны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector