Краткое содержание рассказа Бориса Васильева «Экспонат №»
Отечественный писатель и сценарист Борис Львович Васильев создал множество прекрасных произведений. По 15 из них сняты полнометражные киноленты. В их число входит и его знаменитая повесть «А зори здесь тихие». О войне почти все произведения автора. Он столько видел, пережил и все это старался отобразить в своих творениях. Отобразить глубоко, правдиво, реалистично. Писатель-фронтовик «окопную правду» принес в отечественную и мировую литературу.
Когда началась Великая Отечественная война, Васильев был девятиклассником. Юноша добровольцем ушел на фронт, попадал в окружение, долго пробирался к своим, получил контузию, после госпиталя воевал, а в 1943 г. поступил в Военную академию бронетанковых войск. По ее окончании в 1946 г. был распределен в Свердловск на военный полигон, где проводились испытания бронетехники.
Литературное творчество Васильева неразрывно связано с его жизнью, оно проникнуто высочайшим мастерством, затрагивает актуальные темы и проблемы человека и общества. Произведения автора наполнены эмоциональностью, искренностью, душевностью. Его герои весьма реалистичны и просты. Но они заняты духовными поисками – поисками смысла жизненного пути, его ценностей. Эти персонажи встают на защиту Отечества, совершают подвиги, отдают свои жизни.
В рассказе Бориса Львовича «Экспонат №”тоже поднимается военная тематика и не только военная, а еще и материнская тема, тема памяти. Автор затрагивает также и проблемы взаимоотношений между людьми в мирное послевоенное время и воспитание подрастающего поколения. В произведении не повествуется о баталиях и других фронтовых событиях. Его героиня – женщина-мать, у которой сын погибает в 1941г, защищая Москву. Васильев рассказывает о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь после получения на сына похоронки, как через всю оставшуюся жизнь пронесла женщина свою материнскую любовь и память о нем, бережно храня фронтовые письма сына и при этом всячески помогая чужим детям, став членом их семьи. На нашем сайте Литерагуру рассматриваемый рассказ представлен в сокращении с последовательным изложением основных событий и перечислением героев, что позволит желающим сократить время на знакомство с его сюжетом и персонажами. Хотя лучше, конечно, при наличии такой возможности прочитать полную версию текста этого произведения, чтобы почувствовать стиль и мастерство литератора, его авторскую позицию, осознать важность и популярность творчества писателя-фронтовика.
Краткое содержание
Повестка на фронт пришла Игорю 2 октября 1941 г. Его растила одна мать, отца не было, поэтому инструкции по сборам провел ему Володя, их сосед, уже успевший побывать на фронте и получивший там ранение. Парень дал совет положить в подготовленные в дорогу вещи кружку с ложкой. Плача, провожала паренька мать да соседки по коммунальной квартире, выглядывающие из-за ее спины. Игорь, стриженный, узкоплечий юноша, уходил на защиту столицы. Парень пообещал маме возвратиться живым, но не возвратился. Женщине пришло только одно письмо от него, в котором сын просил найти их юную соседку, девушку Римму. Игорю стало обидно, что не с кем было переписываться. Второе письмо пришло Анне Федоровне уже от однополчанина сына. «Игорь БЫЛ». Она кричала и рыдала 3 дня. Потом принесли похоронку. Женщина перестала кричать.
В мирное время мать Игоря работала счетоводом, но с 1942 г. пошла в сцепщицы вагонов, так как на железной дороге очень нуждались в рабочих руках. Анне давали паек, приходила она в опустевшую коммуналку. Добавку к пенсии, которая ей полагалась, женщина относила детям соседей, за себя она уже не задумывалась. Теперь все ребятишки были общими, живой стеной вставали матери, спасая их от гибели.
Почти в самом конце войны возвратился лишь их израненный сосед Владимир, который в 1941 г. был наставником Игоря. Володя и стал мужем Риммы. Анну Федотовну это событие расстроило, потому что сын хотел с этой девушкой вести фронтовую переписку. Но сына теперь не было, и свадьба была чужой. Анна в мыслях часто вела разговор с Игорем, который так и остался в ее памяти и душе навсегда юным. Она постоянно перечитывала единственное письмо сына, лист бумаги стал уже рваться и вытираться по краям. Так протекала ее жизнь. Жители коммуналки оказывали поддержку друг другу, организовывали общие праздники и поминки. Но погибшие мужья хоть детей оставили женам, а сын Анны Федотовны никого не успел оставить после себя и ничего не успел достичь в своей короткой жизни. От понимания этого женщине было особенно горько и тяжело.
У Владимира и Риммы родился первенец. Мать Игоря была приглашена в качестве бабки. Ребенку дали имя Игорь. Это событие заставило впервые за много лет Анну улыбнуться. Но потом роженица поменяла имя сыну – назвала младенца Андреем, в честь ее отца. Промолчала мать Игоря, но дверь заперла и на стук ее не открывала. Месяцев шесть она не обращала на малыша внимания. И как-то раз Римма сама вбежала к ней, умоляя помочь: у Андрейки поднялась температура, супруга дома нет, а ей надо за врачом сбегать. Анне удалось справиться и без доктора: поставила клизму, и проблема была решена. Нет у Риммы опыта обращения с малышом, нужно помочь. С того раза Анна для Андрейки стала бабушкой по-настоящему. Когда Римма и Владимир ждали второго малыша, собирались дать ему имя Игорь, но появилась на свет девочка, ей дали имя Валя. И вот Анна стала бабушкой и няней уже двоих внуков, членом их семьи. Володя даже не захотел менять место жительства, понимая, что дети очень привязаны к Анне. Как итог, вся их семья стала жить в пятикомнатной квартире.
Тайно мать Игоря все также прочитывала те два старых письма и похоронное извещение ежедневно по вечерам. Они для женщины были вместо могилы сына. Анна старалась не смотреть военные киноленты, потому что в каждом молодом бойце ей виделся ее погибший сын. Но как-то раз Анне бросилась в глаза узкая спина парнишки-солдата, и она решила, что там ее Игорь. С той поры женщина смотрела фильмы, не отрываясь, надеясь вновь увидеть сына.
Прошло еще немного времени, зрение Анны стало настолько слабым, что она уже не могла исполнять привычный ритуал перечитывания писем. Пожилой женщине помогала теперь Валюша, которая выросла и стала медицинской сестрой. Девушка вслух прочитывала сокровенные слова: «Пал смертью храбрых…».
Пролетали годы. Андрей стал семейным человеком и уехал. Отец его и Вали умер. У Валюши вне брака родилась девочка, которую назвали Таней. В квартире опять жили только женщины. Подросла Танюша и стала Анне читать письма, ведь они с бабушкой днями были вдвоем. Старушка часто думала о сыне, предавалась воспоминаниям из их с ним жизни: о детстве Игоря, каких-то мельчайших подробностях, особых моментах. Как-то сын спросил про отца, и женщина не знала, что сказать. С ним Анна не расписалась, когда сыну исполнилось 3 года, мужчина покинул их навсегда. Чтобы поскорее его забыть она поменяла место жительства, переехав с уютной комнатки с балконом в ту, что предложили. Тут Анна и жила все оставшуюся жизнь.
Будучи подростками, Игорь и Володя хотели отправиться в Испанию, чтобы бороться там с фашистским режимом, защищать испанский народ от фашистов. Ребята сооружали баррикады, устраивали битвы. А однажды едва не совершили побег, но мальчиков нашли на вокзале. Память о сыне, все воспоминания о нем были самым сокровенным и дорогим в жизни Анны, они придавали ей смысл и согревали в старости.
Когда Анне исполнилось 80 лет, на день рождения были приглашены и жители прежней коммуналки. Получилось большое праздничное застолье, где гости и члены семьи героини с особой теплотой говорили об Игоре, вспоминали различные моменты их общей жизни, старались порадовать именинницу. И женщина, действительно, испытывала радость.
Как-то раз к героине пришли школьники. Пионеры пожелали ознакомиться с ее письмами. Женщина разрешила посмотреть на них. Мальчик сказал, что Анне нужно отдать эти реликвии в музей их школы. Девчонка, видимо, главная среди пионеров, сказала, что подойдут только оригиналы писем, ведь копиям никто не поверит. А в случае смерти Анны оригиналы не попадут в их музей. Героиня сказала, что они могут их взять после того, как ее не станет. На что школьники совершенно серьезно сказали, что вряд ли она умрет до сорокалетия победы, а им с музеем нужно успеть, и что она уже состарилась, а им, молодым, – письма будут нужнее. Героиню обидели такие слова школьников, их отношение к ней и ее реликвиям. Она не разрешила детям забрать дорогие ее сердцу письма, а пионеры, поговорив о чем-то шепотом (ученицы упрекнули ученика в том, что он трус и пригрозили), покинули квартиру семьи Анны. А к вечеру была обнаружена пропажа писем. Героине сделалось плохо, старушке вызвали неотложку. Танюша с Риммой были шокированы случившимся. Героиня расплакалась впервые за все те годы. В душе Анны голос Игоря умолк навсегда. Ее лишили даже памяти о сыне. Женщине вспомнились пионеры, их разговор, никто уже не сомневался в краже.
Пожилая женщина долго не могла успокоиться, ей все слышался официальный, мертвый голос, извещающий ее о гибели сына. Звучал он в ушах Анны, даже и когда ее не стало. А дорогим ее реликвиям так и не нашлось в школьном музее места. Школьникам объявили благодарность, а те 2 письма сына Анны оказались невостребованными, и дальше музейного запасника их не разместили.
«Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №…» Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».