Краткое содержание сказки Михаила Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат»
Краткое изложение сказки М. Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат» окажет вам необходимую помощь в подготовке к занятиям по творчеству писателя и в написании творческих работ. Конечно, сокращенный вариант не заменит оригинал текста, но поможет побыстрее познакомиться с сюжетной линией и персонажами сказки.
Однажды орел в беседе с супругой заметил, что ему стало скучно и неинтересно жить. И тут он подумал, а что ежели попытаться жить так, как раньше помещики жили? Чтобы птицы других видов обслуживали бы его, выполняли бы все его капризы и желания. По этому поводу призвал он к себе коршуна, сокола и ястреба. Услышав наказ орла, отправились они выполнять его приказание. Собрали воронью стаю, всех птиц переписали и выдали накладные. Птичий оркестр состоял из коростелей и гагар, попугаев назначили скоморохами, казной заведовать поставили сороку-белобоку. Обязанности ночного дежурства возложили на сычей и филинов. Кукушку приставили к орлице предсказательницей, а ее потомство пристроили в приют.
Был создан господский двор, чего-то не доставало в нем. Довольно продолжительное время размышляли чего именно и, наконец, обнаружили упущение. Не было при дворе разных искусств и наук. Нужно было их организовывать. Особенно ратовали за такую идею снегирь, соловей и дятел. Дятел служил ученым, историком, он издавал свои труды. Снегирь выпускал лесную газету. А соловей – талантливый певец, мечтающий о популярности и славе.
Эти 3 птицы полетели к орлу, чтобы он дал указание на обучение наукам и искусству при дворе. С его разрешения началось серьезное обучение грамоте, искусству, литературе. Для птичьего потомства были выстроены школы. И вот орел выбрал время и обозначил конкретную дату руководителям групп, которые должны были прибыть к нему для демонстрации собственных знаний и достижений в состязаниях меж собой.
Тот день настал. Начал состязания снегирь. Он выступил с докладом, в котором считал правильной, идеальной жизнь без зазрения совести. Выступление снегиря, его идея была близкой и понятной орлу. Эстафету состязаний перехватил дятел. Он в своем докладе о генеалогическом древе, стараясь польстить орлу, связал его родословную с солнцем. Потом эстафета состязания перешла к соловью, и он начал петь песню. Но орел не понял его выступление, о чем вещает ему соловей и рассердился. Орел обратился к Василию Тредиаковскому с просьбой побыть в роли переводчика и перевести доклад птицы на понятный ему язык. Василий Кирилыч поведал ему, что птица рассказывала о холопской жизни. «Господин» подарил Тредиаковскому ожерелье, а не угодившего ему певца велел прогнать со двора.
Во дворе царил «золотой век», птичий молодняк посещал различные школы. Сова с соколом решили сделать грамотным и самого «барина». Но образование орлу давалось нелегко, и это «господина» очень злило. Однажды занятия настолько разозлили и взбесили его, что «ученик» разорвал своих преподавателей на куски.
Спустя месяц после случившегося начался закат «золотого века»: вороны занимались воровством, соловьи пели фальшиво песни, и даже орлиной чете приносили испорченную еду. Теперь образование жестоко преследовалось и каралось. Первым из-за него пострадал дятел, его заточили в кандалы. «Господский» двор скоро опустел, теперь в нем остались только коршун и ястреб, потому что им удавалось свою просвещенность держать от орла втайне. Воронья стая последней улетела со двора, вспомнив напоследок азбуку. «Барин» кинулся было за ними в погоню, но не смог догнать, так как обленился от «светского» образа жизни и долго находиться в полете не мог. Возвратившись назад в гнездо, орел сообщил своей супруге, что это станет уроком орлам. Что конкретно станет – он не пояснил.