Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк», плюс отзыв для читательского дневника

Людям, получающим классическое среднее образование, с самых ранних лет знакомы имена таких писателей как Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь и другие. Мы с большим удовольствием читаем произведения этих авторов, они же обязательны для школьной программы в нашей стране. Но очень часто случается так, что мы упускаем из вида одного очень важного классика. Классика, который, возможно, главнее всех других фамилий, перечисленных выше, ведь написал он огромное множество произведений не менее величественных, чем Достоевский или Толстой. Речь идёт, как вы наверняка уже догадались, о народе. О народных произведениях в мировой и, в частности, русской литературе. Эти произведения дошли до нас из глубин поколений, сквозь века: чистые, точные, гладкие, как алмазы в горной реке. И сегодня всезнающий Литерагуру хочет рассказать об одном из таких произведений — сказке «Иван-царевич и серый волк». Мы расскажем здесь об основных событиях этого произведения в кратком пересказе. Но вы найдете здесь не только сюжет этой дивной сказки, изложенный точно и лаконично, бонусом к пересказу идёт отзыв для вашего читательского дневника, которым смело можно пользоваться при подготовке к вашим занятиям.

Краткое содержание:

Начинается эта сказка с классической завязки: жил-был царь, и было у него три сына, младшего звали Иваном. У царя в королевстве был большой яблоневый сад с золотыми яблоками и вот в один прекрасный день эти яблоки начали пропадать, а виновника найти никто не мог. Царь просит своих сыновей разобраться. Первый сын пошел сторожить в сад яблоки, но уснул и ничего не увидел, второй также. Третий, Иван, свою работу выполнил и путём нехитрых манипуляций вора вычислил: им оказалась прекрасная Жар-птица. Поймать он её не может, но в схватке вырывает у неё из хвоста перо. Затем идёт к Берендею, рассказывает про своё ночное приключение. Царь очень рад, что воровка наконец найдена, забирает прекрасное перо себе, очень оно ему нравится. Через некоторое время царь, как водится, хочет получить к себе в королевство всю птицу целиком и посылает за ней троих своих сыновей.

Ну что поделаешь, сели добры-молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал долго Иван-царевич, по лесам, по полям, пока не устал. Тут слез он с коня, привязал его, а сам спать лег. На утро просыпается Иван, а коня нигде нет. Только кучка костей осталась. Погоревал-погоревал Иван, да дальше двинулся, уже на своих ногах. Шёл он долго-придолго, устал сильно, аж до смерти. Тут из леса выбегает к нему сам серый волк и говорит, что давно за ним вслед идет. А коня это он съел. Взамен готов служить верой-правдой.

Сел Иван-царевич верхом на серого и поскакал на нем дальше. А волк знает где жар-птица живёт и кто её хозяин. Оказалось, что это царь Афрон. Отвез волк Ивана к жар-птице, да строго-настрого приказал ему клетки не трогать. Да Иван не удержался, тронул клетку, и стража афронова его схватила. Тот после долгих объяснений соглашается отдать юнцу птицу, да взамен просит коня с золотой гривой. 

Снова садится Иван на Серого и едут они дальше коня этого искать. История повторяется: Иван тайно пробирается в стойло к коню, хочет его стащить, да уздечку золотую с собой прихватывает, которую трогать нельзя было. И его снова ловит стража, на этот раз царя Кусмана. Кусман по тому же сценарию соглашается царевичу коня отдать, если тот привезёт ему девицу красоты неземной — Елену Прекрасную, дочь царя Далмата. 

Ну что делать, пошли иван да Серый волк третий трофей добывать,да только волк на этот раз смекнул, что Иван снова накосячит, поэтому решил сам всю работу исполнить, да закончить уже это приключение. И волк успешно крадёт царевну. Поехали они в обратный путь, да только Ивану грустно стало, не хотелось ему с сокровищами расставаться. Волк ему опять помогает — он же волшебное существо. Превращает себя в Елену Прекрасную и обманывает царя Кусмана, потом в коня превращается и обманывает Афрона. Едут они дальше, да только волку стоило отлучиться, как завистливые братья находят в лесу спящего Ивана, отбирают у него все трофеи, а его самого ножом на смерть режут. Но Ивану везёт — волк вовремя подоспел и смочил раны его мёртвой водой, а самого царевича живой водой напоил, тот и ожил, как ни в чём не бывало. 

После они догоняют братьев, отбирают у них трофеи, волк братьев растерзывает. И далее Иван с волком расстаются — на этот раз уже навсегда. Иван приезжает героем домой, отцу привозит птицу и коня, себе — невесту. На этом сказка и заканчивается.

Отзыв: 

Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне довольно противоречивой. Объясняю почему. Во-первых, это главный герой. Какие впечатления о себе он оставляет? Постоянно и во всём ошибается, везде делает промахи и “выезжает” в победители только лишь потому, что ему повезло Серого волка встретить. А в третьем испытании, волк вообще за него всю работу делает, фактически признавая его беспомощность. Но слабость — умственная и физическая —  ещё не все отрицательные качества царевича. У него совершенно отсутствует сострадание. Своих родных братьев он не моргнув глазом отдаёт на растерзание волку, даже не задумываясь о прощении и помиловании. Да, они, конечно тоже хороши — убили его ради наживы. Но всё же, можно было их и не убивать. В итоге, совершенно “никакой” герой, без каких-либо усилий и положительных качеств, получает царевну и королевство в придачу. Вопрос — за что? Мне кажется, концовка сказки совершенно несправедлива.

Но перейдет к ещё одному герою сказки, точнее героине.  Девицу красоты неземной — Елену Прекрасную на протяжении всей сказки предают из руки как будто какой-то товар. Её вообще никто и не о чём не спрашивает, ни Серый, ни Иван ей слова не говорят, она будто конь или птица. То она с королём Афроном, то с Иваном, то с его братьями. Никто не спрашивает хочет она или не хочет за Ивана замуж. Да какая разница. Как говорится, «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица». 

Моё отношение к сказке сильно испортила именно тема семейных уз. В этой сказке мы видим тройное братоубийство, причём без каких-либо угрызений совести и сожалений на этот счёт, ради трофеев, ради денег. Иван не останавливает волка, когда тот убивает его родных братьев, а отец, узнав о гибели своих сыновей, грустит на этим ровно пять секунд, переключаясь на птицу, коня или что-то ещё. Просто очумелая семейка.

В целом моё впечатление о сказке разочаровывающее. Я не вижу в ней ни одного положительного или хоть мало-мальски приятного для меня героя. Волк тоже поступает довольно странно. Существо он волшебное, всемогущее, но каков мотив всех его добрых поступков не понятно. Почему он помогает Ивану? Что он получил взамен? Ведь ему столько пришлось сделать, чтобы исправить ошибки своего “друга” и наконец завершить эту цепочку его постоянных неудач — врагу не пожелаешь. Проще было ему съесть хозяина вместе с его конём в самом начале сказки.

Но всё же есть в этой сказке и действительно неплохая мораль. Во-первых: не все главные герои молодцы. Во-вторых: по заслугам получают братья, которые пытались убить Ивана. Они хотели обманом, путем страшного преступления присвоить его заслуги. Повели себя жестоко, подло, мелочно. И хотели выйти сухими из воды. А такого, как известно, даже в сказках не бывает.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector