Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

(786 слов) Рассказ  Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» включен в его повесть «Последний поклон». В ней автор описывает жизнь одного из сел Сибири в далекие 30-е годы прошлого столетия. Писатель в то время был еще ребенком, школьником, и приезд в их школу фотографа был для всего села в те годы ярким, выдающимся событием.

На сайте Литера Гуру представлен краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет», в котором перечислены главные события, составляющие сюжет произведения. Такое изложение текста поможет маленьким и большим читателям приготовиться к сочинению или занятию или просто освежить в памяти события когда-то прочитанной книги.

Весть о приезде фотографа взбудоражила весь населенный пункт, где проживает главный герой. Сельчане думали, где устроить на ночлег столь уважаемого человека. В итоге решили поселить мужчину в доме Ильи Ивановича Чехова. Это образованный и уважаемый в сибирской деревне человек, поэтому лучшего места для фотографа было не найти. В доме Чеховых уважаемого человека могут и разговорить, и щедро приветить, даже спиртное поставить, коли нужно, и книги почитать дать.

А преподаватели и ученики стали думать, каким образом, и в каком порядке им фотографироваться. Пришли к единому решению, что лучшие школьники будут сидеть на 1 ряду, а «плохие» и слабые – на последнем.  Герой и его приятель Саня тут же осознали, что такое решение не в их пользу. И друзья пустились во все тяжкие – участвовали в потасовке, устроили катание с самого крутого обрыва. Стояла суровая сибирская зима, и у героя-повествователя сильно простудились ноги. Вся беда заключалась в том, что по линии матери мальчик унаследовал болезнь – ревматизм. И если он даже чуть-чуть промачивал ноги, это приводило к жуткой боли.

Поначалу мальчик молчаливо терпел, а потом уже не мог дальше сдерживаться и начал выть. От его воя проснулась бабушка, выругала его, натерла ему ноги спиртом, завернула их в шаль, накрыла полушубком.

Только это лечение не возымело никакого эффекта, так же, как и другие средства из пузырьков бабушки. Было решено попарить героя. Екатерина Ивановна истопила банное помещение, парила внука и с веником, и брусничной настойки давала, только бы он выздоровел. Такие способы лечения настолько измотали мальчика, что он находился в глубоком сне до самого обеда.

Когда герой еще спал, явился приятель Саня и поведал, что фотоаппарат наставили, и что его послал учитель.

Рассказчику сильно хотелось сфотографироваться, но подняться он был не в состоянии. Как только мальчик попробовал стать на ноги, они подломились, и он упал на пол. Его друг, видя состояние героя, решил тоже не идти на фотосессию. Екатерина Ивановна ободрила ребят, сказала детям, что поедет с ними к Волкову – лучшему городскому фотографу. Но это у мальчиков радости не вызвало – фотоаппарат у того был привинчен, и сделать фотографии всей школы он бы не смог. Рассказчик полез снова на печь и там начал плакать.

Школу герой не посещал целую неделю, со скуки начал интересоваться устройством приготовленных к зимнему времени окон, о которых ему рассказывала бабушка.

Еще мальчик интересовался цветами, ему нравилось наблюдать, как они оживают, цветут. Особенно ему хотелось увидеть момент их цветения, но этого ему не удавалось лицезреть, потому что волшебное таинство происходило ночью или в час рассвета. Екатерина Ивановна уже начала извлекать из подпола хранившиеся там цветы, они уже тянулись своими листиками к свету – это указывало на скорое наступление весны.

В один из дней в дверь их дом постучали, Бабушка всполошилась, потому что в деревнях местные жители обычно заходили без стука, и заторопилась открыть пришедшему гостю. Это был учитель, который вошел в комнату и спросил о здоровье героя. Тот, испуганный, сидел на печи, но Екатерина Ивановна попросила внука спуститься. Мальчик спустился с печки, и тогда учитель, глядя на него чуть грустным взглядом, известил о цели своего визита – он принес школьное фото, на нем были запечатлены все ребята: Витя Касьянов, Нина Шахматовская, Василий Юшков и другие школьники – не было только рассказчика да его товарища Саньки. Но, несмотря на то, что их там не было, это фото все равно очень дорого автору как воспоминание о том случае, о детских годах, как память о родных, близких людях.

Кроме истории с фотографией, писатель также повествует в своем рассказе об отношении к учителю в сибирских селениях в те времена. Это был первый человек в деревне, к нему относились с особым уважением и почетом – снабжали его дровами, бесплатно ему штопали брюки, лечили детей, стараясь его отблагодарить. Начиная свою работу с одного, имевшегося в деревне букваря и красного карандаша учитель самозабвенно трудился на поприще знаний и не только – он нес культуру в существование и быт сельских жителей. Он старался не только дать образование, но и улучшить, облагородить жизнь каждого человека, направить его на путь истинный.

Еще в рассматриваемом произведении герой-рассказчик описывает особенности деревенской жизни того времени – это и дома, разделенные на две половины, с целью заселения в один дом двух семей. Хотя иногда такое заселение приводило к ссорам, и семьи расселяли, но зачастую многие уживались и жили дружно и ладно, вели совместное хозяйство..

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector