Сочинение: Советская деревня в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»
(552 слова) Известный отечественный литератор и правозащитник А.И. Солженицын, создавая свои произведения, старался в них отразить правдиво и реалистично историческую действительность огромной страны. Он старался показать и описать сложные житейские условия простых людей, их быт, нравы, традиции, существовавшие в советскую эпоху. Читательская аудитория не осталась равнодушной к творениям автора. Среди наиболее значимых произведений Солженицына — «Матренин двор». Этот рассказ был написан в 1959 г. Создавая его, писатель удачно сочетал рассказ с житием и с художественным очерком. Солженицын весьма реалистично и объективно показал в нем жизнь советской деревни.
Рассказчик, вернувшись из исправительно-трудового лагеря, устраивается на работу учителем в одной из деревень. Он надеялся поселиться в провинциальной глубинке, подальше от городского шума и суеты, и выбрал деревню Тальново, где и познакомился с простой деревенской женщиной Матреной. Герой-рассказчик поселился в ее доме и стал невольным свидетелем деревенской жизни с ее проблемами, обычаями, местным менталитетом и колоритом.
Существовать сельским жителям было непросто в те годы, их труд был мало механизированным, потому был изнуряющее тяжелым, непосильным для многих. Поэтому от такой жизни большинство из них стали жестокими и немилосердными, а люди, добросердечные и отзывчивые, теперь были редкостью. Подтверждением этому служит образ бывшего жениха Матрены Фаддея, человека завистливого, расчетливого, бездушного эгоиста, одного из деревенских жителей, во всем искавшим только наживу и выгоду. Ради них он пойдет на все, лишь бы обеспечить себе материальное благосостояние. Эти люди не живут по законам нравственности, а положительные качества личности не представляют для них никакой ценности и важности. Значимость человека они мерят лишь размером богатства, роскоши, материального достатка. Эгоистками являются и сестры Матрены, которые надеялись присвоить ее наследство, хотя в жизни они мало общались, не помогали ей ничем и не проведывали ее. Также Солженицын в своем рассказе изобразил и немилосердных соседей старушки, которые нещадно пользовались ее помощью, щедростью, добротой, видя ее безотказность, радушие; им было безразлично, что пожилая женщина нездорова и ей нелегко.
Но Солженицын такое их отношение к жизни и к людям оправдывает отчасти тем, что советское государство, власть совсем не озадачивались судьбой русской деревни, жизнью сельских жителей, вынуждая их самих заботиться о своем существовании, обрекая их на тяжелые условия обитания. И поэтому, чтобы выжить в суровые зимы, всем деревенским женщинам приходилось, рискуя собственной свободой, заниматься поисками и воровством торфа. Таким образом, обитатели деревни выживали вопреки политике правительства, а не благодаря заботе о них советского государства.
В произведении Александра Исаевича показана вся несправедливость, процветающая в деревне. Например, главной героине в течение многих лет не предоставляли пенсию, потому что с женщиной в колхозе поступили несправедливо, обманывали, не засчитывая рабочие часы.
Также автор в своем рассказе демонстрирует бездушные, эгоистические деревенские обычаи и традиции, которых неукоснительно придерживались жители. Например, на поминках Матрены ее родственники просто делали вид, что им жалко погибшую Матрену, сожалели потому, что так принято.
Читая произведение Александра Солженицына, нужно отметить, что писатель очень правдиво и реалистично показал весь уклад советской деревни, тяжелые условия существования ее жителей, особенности их характера, их отношение к жизни, низкую духовность. Автор на примере поведения героев и их образа жизни показывает также их безнравственность, материальную зависимость, стремление нажиться хоть на чем-то.
Солженицын своим рассказом дает понять читателям, что жажда наживы и материального достатка перечеркивает все положительные качества героев, уничтожает их порядочность, искренность, душевную чистоту, богатство внутреннего мира. Вместо этого их душами овладевает корысть, зависть, жестокость, злоба, мелочность. Но виноваты в этом не только сами герои, но и власть, которая создает им невыносимые условия для жизни.