Краткое содержание повести Владимира Железникова «Чучело» и отзыв для читательского дневника
Произведение Владимира Железникова «Чучело» было написано в 1981 г. В основу повести легли события, происходившие в жизни племянницы автора. В ней рассказывается о девочке-подростке, шестикласснице, которая подверглась травле ровесников и столкнулась с равнодушием взрослых. Наш Интернет-ресурс представляет лаконичный пересказ произведения Железникова, а также отзыв о нем для читательского дневника. Конечно, краткое содержание намного отлично от исходного варианта текста, но оно поможет ребятам подготовиться в более короткие сроки к занятию по творчеству писателя и, возможно, подтолкнет их к прочтению этой повести в оригинале.
Краткое содержание
Николай Николаевич Бессольцев проживает в маленьком приокском городишке. Мужчина носит пальто в заплатах, поэтому его прозывают Заплаточником. К нему приезжает внучка Лена. Она идет учиться в их городскую школу, где ученики ее начинают прозывать «Чучелом». Лена старается не обращать внимания на кличку, не реагировать на нападки и оскорбления, относится к ним как к шуткам и вместе с одноклассниками смеется. Но те, будучи в натуре озлобленными и бессердечными, издеваются над новенькой и унижают ее, показывают свое лидерство. У Лены добрая, ранимая душа, и она смиряется с их жестоким отношением, стараясь подружиться с ровесниками. На счастье девочки один паренек Димка Сомов, мальчик из порядочной семьи, которого все любили в школе, захотел быть ее другом. Никто из взрослых не обращает внимания на нездоровую атмосферу в подростковом коллективе, классному руководителю тоже не до того, так как она озабочена собственной свадьбой.
Ленин класс собрался пойти в кино, вместо того, чтобы сидеть на уроке литературы. Лена, не дошла до кино, потому что разбила коленку и вынуждена была вернуться в медпункт. Дима Сомов вспомнил о копилке, где хранились общие деньги класса, заработанные для экскурсионной поездки в столицу. Мальчик вернулся в класс за копилкой, где был встречен Маргаритой Ивановной и признался ей в прогуле урока литературы. Это подслушали Попов и Шмакова, спрятавшиеся под своей партой, испугавшись наказания за прогул, а также Лена.
С утра в школу все ребята явились нарядно одетыми, так как собирались отправиться в Москву. Но классный руководитель отменила поездку на экскурсию, наказав учеников за прогул литературы. Она опрокинула копилку и вышла из класса. Одноклассники начинают разбираться, кто же из них оказался предателем. Сначала подозревают Диму, на которого указала Железная кнопка. Потом Попова, а тот в свой черед сообщает о разговоре, который они подслушали вчера, прячась в кабинете. Лена Бессольцева, желая предотвратить признание Димы, говорит, что это сделала она, возлагая его вину на себя. Одноклассники тут же объявили ей бойкот.
Лена терпит унижения, издевки, побои. Сомов говорит ей, что откроет ребятам правду, но никак не может собраться с духом, не хватает смелости. Николаю Николаевичу, собиравшему любимые картины, шедевры своего деда, не до внучкиных проблем. Бессольцев не видит травли, несмотря на то, что все творится на его глазах.
Последней каплей, переполнившей терпение Лены, стало сожжение чучела в ее платье. Поджег его Димка. Героиня тут же старается потушить горевшее чучело, потому что девочке кажется, что это сжигают ее. С этого момента ее поведение становится другим, она больше не боится.
Каникулы подходили к концу, наступил последний день. Героиня пришла к классному руководителю, она хотела, чтобы учительница поведала своему классу правду, но та была занята собой и собственным мужем. И девочка идет в класс, чтобы проститься.
В тот день все пришли к Диме домой на его день рождения. Лену, конечно же, не пригласили. Но девочка надела свое прожженное платье и отрезала волосы. Она хотела походить на чучело. Так Лена отправилась домой к Димке и все высказала. Железная Кнопка узнала о Димке правду и от Попова.
Новая четверть началась с объявления бойкота Димке. Лена в том не участвовала. Прощаясь, Бессольцев подарил школе полотно «Машка». Когда вернулась классная, Кнопка поведала про все то, что испытала Лена. Маргарите Ивановне стало неловко от осознания того, что она была совершенно безразличной к событиям в классе, занимаясь своей личной жизнью. Группировка Мироновой распалась, поняв, что бойкотирование не всегда является выходом. Ребята развернули картину и узнали в ее героине Лену, добрую, бескорыстную девочку, у которой чистая, светлая душа. Подойдя к доске, Рыжий написал: «Чучело, прости нас!».
Отзыв
Произведение В. Железникова «Чучело» является поучительным и для детей, и для взрослых. Автор показывает в нем жестокое и безжалостное детское общество. В нем присутствуют ложь, предательство, унижение и угнетение – все это не должно присутствовать в коллективе шестиклассников.
В целом, я очень даже положительно отношусь к произведению «Чучело». Мне импонирует то, что его автор поднимает множество важных проблем, зачастую существующих в подростковом коллективе и нередко приводящих к жутким драмам и даже трагедиям. Светлая, добрая, честная шестиклассница Лена, которая является моей любимой героиней в этой книге, подвергается всеобщей травле, становится изгоем, жертвой человеческого безразличия и страха. Ее дедушке было не до неприятностей внучки, мужчина не желал оторваться от подготовки коллекции полотен и проникнуться ее проблемами. А классная дама Маргарита Ивановна относилась с безразличием к тому, что творилось во вверенном ей классе, потому как лично у нее все в жизни складывалось прекрасно. Оказавшись среди таких бесчувственных людей, в подобной ситуации любой правильно воспитанный ребенок будет обречен на неприятие в подростковом коллективе, члены которого воспитывались в семье иначе или их вообще воспитывала улица. Лена же видя, какие злые и безжалостные ее одноклассники, все равно старалась наладить с ними нормальные отношения, была не по-детски мудрой и терпеливой. При всей создавшейся ситуации один лишь Васильев вел себя здравомысляще, потому что он лично симпатизировал Лене.
Что хотел донести до нас писатель Железников? О чем говорит эта повесть? Чему учит? Писатель помогает нам осознать то, что каждому из нас нужно уметь прощать и держать ответ за собственные поступки и деяния. Шестиклассники считали, что во всем виноват предатель, и не осознавали собственной вины за прогул занятия. Вместо того чтобы в этом признаться, дети пытались найти козла отпущения, и это к трагическому результату: Димка не смог набраться решимости, твердости духа и сознаться, что это он сказал классному руководителю о самовольном уходе его класса с литературы. То есть, Дима смалодушничал, он, боясь реакции одноклассников, поступил нечестно по отношению к героине, воспользовался ее бескорыстием и тем, что ее травят в классе. Он не был уверен в правильности собственного поступка, открыв учителю правду. Основной мыслью произведения «Чучело» является призыв к милосердию, гуманности, доброте. Ребятам нужно было быть гуманными и простить Лену и Диму, но они были категоричны, безжалостны и по-звериному жестоки. Поэтому при чтении повести, да и после знакомства с ней создается неприятное впечатление, в душе возникает тягостный осадок.
Железников говорит своим читателям, что малодушие, нерешительность, слабохарактерность может стать предательством, подлостью по отношению к кому-то, сильно осложнить жизнь человека, испортить ее. Автор учит нас всегда подходить ответственно к собственным поступкам.
Кроме того, писатель в своей повести обращает внимание на равнодушие и безответственное отношение к проблемам школьников взрослых, людей, которые должны нести свет души, «сеять разумное, доброе, вечное», то есть учителей. Заботясь больше о себе, они не пытались прекратить травлю новенькой девочки, остановить детскую жестокость. Также вызывает негодование и дед Лены Бессольцевой, Николай Николаевич, который кроме сбора произведений искусства собственного деда, ни на что не обращает внимания, не вникает в проблемы родного ему человечка, не пытается его защитить в этом жестоком мире.
Меня немного успокоил финал повести, где дети раскаялись, а их учитель и дед девочки осознали свою неправоту по отношению к ребятам и к детским проблемам и сделали для себя вывод, что нужно вникать в их дела и помогать совершать им правильные поступки, воспитывать их, доносить до их сознания простые истины, учить доброте, сердечности, гуманности, уважению чувств других людей, взаимопомощи.