Анализ стихотворения Николая Рубцова «Листья осенние»
Пейзажная лирика в творчестве отечественного поэта Н.М. Рубцова занимает важное место. Наряду с произведениями таких знаменитых поэтов, как С. Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, его стихи стали любимыми для многих читателей и получили большую популярность в читательских и литературных кругах. Примером пейзажной лирики Рубцова является его стих «Листья осенние». Для автора осень стала любимым периодом года, и красота увядающей природы не могла оставить его равнодушным. Она восхищала, волновала, вдохновляла его, наводила поэта на размышления. На сайте Литерагуру имеется анализ вышеупомянутого стихотворения по плану. Это поможет в подготовке к занятиям и письменным работам по творчеству Н. Рубцова ученикам и студентам, а также просто читателям, интересующимся лирикой поэта Русского Севера.
Содержание:
История создания
Неизвестно точно, когда была начата работа над произведением «Листья осенние», но закончена она была лишь в 1969 году, и получившееся стихотворение автор внес в собрание сочинений «Сосен шум».
Как известно, Николай Рубцов очень любил осеннее время года, и именно осени он уделяет много внимания в своих творениях. Ему была интересна эта пора, ведь природа не только сама меняется, но меняет и самого человека, его душу и настрой.
Многие считают, что поэт основал свой индивидуальный стиль написания на творчестве Афанасия Фета и Сергея Есенина, но его стиль – уникальный, и не похож на стили указанных поэтов. У него тематика в произведениях раскрывается совсем по-другому. Нетрудно понять, что в рассматриваемом произведении автор как бы равняет умирание природы и человека. Между природой и человеком можно провести параллель, а точнее – между их увяданием.
Жанр, размер, направление
Нам представлено стихотворение, которое является лирическим произведением, но имеются в нем и глубоко уходящие философские мотивы. Перед читателем предстает не просто осенний пейзаж. Создавая его, автор видел не только увядание природы, а еще и смену душевного состояния людей. Рубцов показал, как на настроение человека влияют сезонные изменения в природе.
Размером произведения выбран двустопный дактиль, рифмовка, использованная в тексте, перекрестная. Само произведение по своему направлению является образцом реализма. Природные пейзажи в нем показаны без приукрашиваний и преувеличений, автором создается обыденная символика, простая и понятная, что, в свою очередь, навевает в сознании каждого читателя знакомые картины и образы.
Композиционная структура
В выстраивании композиции текста применяется линейный принцип – изначально герой стихотворения предстает в виде всадника, который скачет на лошади по знакомым краям. Потом всадник находится уже в другом месте, на сей раз – в доме, где атмосфера наполнена уютом и теплом. Нам представлены ощущения главного героя в доме, и они полны спокойствия и умиротворения. Он засыпает и слышит, как шепчутся просыпающиеся березы. Финалом произведения является заявление автора о том, что заканчивается сон золотого увядания. Вероятно, поэт под этим подразумевал, что осень заканчивается, и начинается зима, наступает пора морозов и снегов.
Образы
Образ героя является основным в произведении, нам представлен человек умиротворенный, но не лишенный мечтательности. Он смотрит на кружащиеся в осеннем листопаде желтые листья и фантазирует, думая, что эти листья видят сон золотого увядания. Для героя осень связана с охотой и прогулками в лесу. Он ездит по своим родным местам, и мы наблюдаем, как меняется его внутреннее состояние – мрачен он потому, что природа вокруг имеет соответствующий вид, точнее, располагает к такому настроению. А оживляет душевное смятение героя охота с удачным исходом, которая вырывает его из окружающей апатии.
Осенняя природа восхищает героя, мы видим, насколько он безмятежен и очарован ею. Ему нравится коротать свое одиночество в избе. И такой настрой создается благодаря тому, что он находится в своих родных местах.
Если образ лирического героя является основным в произведении, то образ окружающей его осенней природы тоже не менее важен. Поэт проводит параллель между состоянием души героя и природы. Осень настраивает его на философию. Рубцов считал, что осень влияет на душевное состояние любого человека, она изменяет само восприятие им окружающего мира. Однако для лирического героя осень очень дорога и радует его. Многим людям будет знакомо чувство, которое представлено в произведении через лирического героя – это чувство уюта и тепла, царящего в доме, когда за окном бушует непогода и кружатся разноцветные осенние листья.
Изба, в которой останавливается лирический герой, тоже является образом – она представляет собой покой, уединение и отстраненность от окружающих треволнений мира. Образ избы является отсылкой на русский фольклор. Поэтому поэт описывает эту избушку с особыми подробностями. В этом деревянном срубе лирический герой чувствует себя отлично, его сон сладок, ночлег пахнет ромашковыми цветами, а в печи потрескивают дрова. Благодаря такой обстановке, возникает чувство безмятежности. Оказавшись в избе, лирический герой избавляется от окружающего увядания, и для него одиночество уже не является страхом. Он не боится оглушающей тишины, для него непогода за окном – прекрасна, ведь без нее в избе не образовался бы такой уют.
Тематика
Основной темой в произведении является душевное состояние человека, которое вызывается осенью. Как известно, поэт был убежден в том, что моральное состояние человека напрямую зависит от окружающей его природы. Так, поэт показывает, каким предстает домашний уют в человеческом сознании, когда вокруг все увядает и наступают холода. Состояние лирического героя улучшается, когда он располагается в родной избе.
Изба, в свою очередь, символизирует освобождение от мрачности осенней поры и защиту от наступающей зимы. В избе есть все, чтобы человек ощутил домашний уют и умиротворение. Оглушающая тишина тоже идет лирическому герою на благо, с ней он достигает внутренней гармонии, и впоследствии он сладко засыпает.
Автор так же акцентирует внимание на деревенском быте. Так, лирический герой оказался проездом в лесу не просто так, он охотился. Ведь ожидается зима, а она требует, чтобы люди готовились к ней – готовили запасы на зиму.
Осенняя тема показана нам через описание окружающего мира. Так, деревья негодуют из-за приближающейся гибели, то есть зимы, а желтые листья укрывают собой землю, подобно одеялу, лес дремлет, и в нем царит тишина. Нам представлен увядающий мир, который готовится к зиме, к долгой спячке.
Эта тема – тема природы, которая увядает перед наступлением зимы – впоследствии отразилась на наследии Николая Рубцова. Работая над произведениями, поэт думал о том, как перемены времен года сказываются на настроении людей.
Рассматриваемое произведение несет в себе двойственное настроение – в нем есть и гнетущая атмосфера умирающей природы, и резкий контраст, выраженный в образе избы, который несет в себе уют и безопасность, освобождение от гнета мира.
Основная идея
В произведении нам показана увядающая природа, которая влияет на человека, он увядает вместе с ней. Именно душевному состоянию человека и осенней поре автор уделяет больше внимания. Он считает, что осень – пора мрачная, которая связана с отмиранием всего живого в природе – она делает человека более склонным к апатии, печали и более располагает к одиночеству. В таких условиях человека может порадовать только дом, жарко натопленный, оснащенный тем немногим, что дарует спокойное и безмятежное времяпровождение в такое время года. В этом и заключается смысл произведения.
Кроме того, поэт утверждает, что душевное состояние человека зависит от места его проживания. Все, что творится вокруг, находит свое отражение в душе человека. Человек как бы концентрирует в себе атмосферу его собственного окружения. И природа в этом окружении играет далеко не последнюю роль. И в данном случае, сконцентрированная мрачность увядания природы задает резкий контраст между ней самой и родным домом.
Таким образом, главной мыслью произведения является умение человека обнаруживать этот контраст и использовать его нужным образом, чтобы быть, как лирический герой – он хмур и мрачен, объезжая свои края в поисках дичи, но преображается, вернувшись домой, и предстает совсем другим человеком в глазах читателя.
Выразительные средства
В тексте в качестве художественных средств используются эпитеты, олицетворения, метафоры. С их помощью автор рисует читателю реалистичный природный пейзаж. Эпитеты отличаются своей выразительностью – «дремотные леса», «родные угодья», а олицетворения в произведении отличаются своей необычностью – листья видят сон, а выстрел здесь может быть беспечным. Метафоры тоже поражают особой глубиной и неожиданной смелостью – «во мгле мирозданья», «одиночества время», «ромашковый запах ночлега».
Благодаря обилию глаголов, события в произведении развиваются весьма динамично.