Краткое содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»

Автор начинает рассказ «Песчаная учительница» описанием жизни главной героини Марии Нарышкиной. Она родом из мелкого города в Астраханской области. Их семейство миновали ужасы войн и революционных движений. А отец не говорил дочери о происходящих переменах, чтобы не шокировать ее. Девушка активно изучала географию, ей она была интересна, и поэтому, в возрасте шестнадцати лет, ее отправляют в педучилище в Астрахань. Его она успешно заканчивает, после чего ее определяют на работу в Хошутово, село, которое стояло у границы с пустыней. Именно там молодая учительница познакомилась  с негативными сторонами местного климата и природы – песчаными бурями.

Практически каждый день село было покрыто песком, который люди убирали со своих домов лопатами. Девушка быстро ощутила, какой настрой в селе царит – люди были обременены бесполезным и тяжелым трудом, уставшие, безразличные и унылые.

Сама она заселилась в комнату, бывшую при школе.  Тамошний сторож был ей очень рад, ведь девушка составляла ему хоть какую-то компанию, и во всем ей помогал, особенно поначалу с обустройством. Учеников в школе было немного, на занятия они ходили непостоянно, а во время зимы и вовсе переставали посещать школу. Но причиной тому была не их леность и нежелание учиться, а нищета – у детей не было одежды, чтобы одеться нормально, по погоде. Крестьяне жили в таких условиях, что дожили до ужасающей нищеты, они голодали, и некоторые вовсе умирали.

Девушка переживала из-за того, что школа в селе при таком раскладе попросту не нужна, и находилась в отчаяние, однако, ей пришла в голову отличная идея – чтоб ее предметом интересовались, надо, чтобы его знание приносило пользу прямо сейчас. И сейчас людям нужно было знать, как противостоять пескам. Поэтому, учительница прошла по селу, рассказала крестьянам о том, что хочет и чем хочет им помочь, пособрала подписи с людей и с ними двинулась в округ, где ее запрос удовлетворили и выдали несколько книг и руководство над самим предметом. Ей нужно было научить крестьян всему самой.

По прошествии двух лет село сильно изменилось – при помощи работ всем селом жители смогли огородить Хошутово ограждениями, которые не давали песку засыпать все вокруг. Молодая учительница высаживала возле школы сосны, чтобы улучшить урожайность. У крестьян появилось топливо для печей и материал для создания мебели. Все это в совокупности улучшило уровень жизни в селе, и школа заполнилась как детьми, так и взрослыми.

А спустя еще год людей постигло новое несчастье – прибыли кочевники, которые несколько опоздали, придя тогда, когда степь стала уже невыгодным местом обитания, и попросту разорили село всего лишь за три дня. Не  стало ни воды, исчезли сосны. Девушка, полная возмущения и безысходности в сложившейся ситуации, пошла к вождю кочующих дикарей, который оправдался тем, что его кочевником надо как-то выживать. Поэтому они и паразитировали на селе.

Учительница отправилась в округ, где доложила о случившемся, но там ее обескуражили – предложили уехать из Хошутово и перебраться в Сафуту. Это предложение ей объяснили тем, что жители Хошутово теперь были людьми обученными, и со всем могли справиться своими силами.  А в Сафуте селятся кочевые племена, и именно там нужно просветить людей насчет борьбы с песками, что остановило  бы  перебежки и паразитизм других племен, и в этом случае села русских не разоряли бы. Девушка хорошенько подумала о себе, о своей судьбе, о возрасте, и том, что ее ждет… и в итоге согласилась уехать в Сафуту, но пообещала, что вернется к ним – уже не по песку, а по дороге, проложенной в лесу.

Отзыв

Я был впечатлен рассказом об учительнице. И это впечатление было весьма неоднозначным, ибо девушка хоть и показала себя с наилучшей стороны и фактически спасла целое село от гибели, однако, ее судьба могла сложиться куда более благоприятно, не определи ее жизнь в далекую глухую деревню, заметаемую песками пустыни. И ей приходится тратить свои молодые лучшие годы на то, чтобы обучить поселян бороться с песчаными заносами, что показывает героизм и стойкость девушки.

Также мне импонирует и ее финальное решение насчет возвращения, что говорит мне о человечности и благородстве образа молодой учительницы. А деяния вышестоящих чинов кажутся мне странными, ведь поначалу они несколько отрицательно относятся к просьбе девушки, а потом обращают внимание на хороший результат ее работы и переводят в другое селение. А ведь могли набрать добровольцев для работ и запросить финансирование из госказны, вместо того, чтобы отправлять в то селение всего одного человека.

Их безразличие и равнодушие мешает полностью одобрить рассказ, ибо люди не должны привыкать к тому, что придет своеобразный праведник, который взвалит на свои плечи все тяжести их жизни. Девушке изначально было трудно, ведь к ее затее скептически отнеслись как в округе, так и сами крестьяне. Но, несмотря на неверие, она смогла обуздать стихию.

Думаю, автор хотел нам сказать в своем произведении, что для нормальной жизни нужно прикладывать усилия, и только тогда выйдет что-то путное. Примером является все село – Хошутово, в котором люди постоянно боролись с песком, но чтобы избавиться от этого бремени, нужно было как-то противостоять погоде, и учительница им в этом помогла.

Таким образом, автор хочет нам сказать, что нужно искать причины неудовлетворенности своей жизнью в себе и одерживать над ними победу, чтобы достичь нового желаемого результата. Он хотел сказать также, что следует не жаловаться на трудности в жизни, а думать о том, как бы их преодолеть. В рассказе фигурирует история всего одного села и одной молодой учительницы, но сел по всей стране, которым нужна своя Мария Нарышкина, очень много. Большинство сел опустели до сего момента, но многие еще выстаивают. Рассказ не оставил меня равнодушным, я одобряю его к прочтению.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector