Краткое содержание поэмы Блока «Двенадцать» по главам

Поэма «12» — самое неоднозначное произведение автора. Её можно назвать памфлетом с резкой критикой нового политического строя, сатирой против коллективного разума или же гимном революции. Происхождение названия ещё более интересно. На первый взгляд, оно получилось таковым из-за количества разделов. Второй же вариант возникновения названия станет ясен по прочтению самой поэмы и её краткого содержания по главам. Кроме того, много нового и нужного вы узнаете из анализа произведения, где упомянуто все то, что обычно задает учитель.

Глава 1

Пред глазами читателя предстаёт революционный Петроград (вот его образ) 1917-18 годов. Зима, неимоверный холод и:

Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Город, словно центр притяжения всех катаклизмов мироздания. Непогода просто сбивает с ног. На улице собрался жалкий и несчастный народец. Старуха «убивается», не приложит ума, зачем большой кусок материи пошёл на политплакат: «Вся власть Учредительному собранию!». Литератор винит окружающих в погибели России, поп больше уже не будет «сиять крестом». Ветер завывает, простой люд кричит на собраниях. Все потерялись в происходящем и способны лишь на гнев:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…

Глава 2

Даже ночью в городе нет покоя. По улицам идёт отряд из двенадцати солдат (вот их характеристика):

В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Они обсуждают Ваньку, который не посвящает себя делу революции, а разгуливает с Катькой по кабакам. Он был с ними, но переметнулся на сторону врага и стал жандармом.

Глава 3

Отряд затягивает песнь про службу в красной армии. Коль уж нести службу, так «голову сложить», поёт отряд. Назло «буржуям» твердят:

Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Заручившись божьим содействием, отряд заканчивает пение и дальше идёт по улице.

Глава 4

Появляются Ванька и Катька. Солдатская шинель не делает его «физиономию» лучше. Он нашёптывает словечки «дуре-Катьке», девица смеётся ему в ответ.

Героиня – продажная девка, которая позволяет вольности только представителям высшего круга: офицерам и жандармам.

Глава 5

Ванька припоминает девушке о её прежней жизни:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Она жила по жёлтому билету, носила «кружевное бельё», наслаждалась жизнью. Ещё больше омрачила своё положение тем, что зарезала одного офицера. Ванька не скупится на грубость в её сторону и требует от Катьки: «Спать с собою положи!».

Глава 6

Дорогу Ваньке и Катьке преграждает отряд двенадцати. Они обрушиваются на предателя-Ваньку. Ему удаётся остаться в живых, а его спутницу нашла пуля:

Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Глава 7

Столкновение поменяло настрой только одного человека в отряде:

… у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Петька сокрушается по Катьке. Девушка была его любовницей и коротала с солдатом «ночки чёрные, хмельные».

Остальные одиннадцать твердят брату по оружию, что не черёд горевать, ведь наступит время похуже. Сейчас надо бороться, а не плакать, да и заслужила девица свою участь.

Глава 8

Петька пытается заглушить мысли об убитой любовнице. Кровь проливается вновь. Петька убивает «буржуя», и это навевает ему лишь скуку.

Убийца молится за упокой души Катьки.

Глава 9

Далее следует размышления автора (вот их суть). Старый мир погиб. Всё, что от него осталось – это безмолвный буржуй и старый пёс.
Эти две фигуры ничем не отличаются друг от друга. И пёс, и буржуй – пережитки прошлого.

Эти образы-символы и их значение мы подробно описали тут.

Глава 10

Зима напоминает о себе вновь поднявшейся вьюгой. Петька взывает к Господу, чем вызывает недоумение сослуживцев. Они твердят ему, что Бог убийце – не помощник.

Отряду двенадцати нужно не молиться, а «держать революционный шаг».

Глава 11

Без божьего благословения идут двенадцать с красным знаменем. Их путь длится вечно.

Они полны злобы и силы, их знамя – месть все тем, кто веками наживался на народе.

Глава 12

Навстречу отряду «ветер с красным флагом». Старый пёс увязался за двенадцатью. Он — олицетворение отжившего мира, который плетётся за новым. Перед бойцами появляется силуэт, бойцы палят по нему, но фигура продолжает идти дальше:

В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Автор: Ксения Митрошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *