Краткое содержание пьесы Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»
Пьеса «Мещанин во дворянстве» Мольера вызывает и сейчас интерес читателей, потому что темы и проблемы, поднимаемые в ней, имеют место в любом обществе. В современном мире они очень даже актуальны. Проблема расхождения реального общественного статуса человека с его самомнением толкает его на необдуманные, порой глупые и смешные поступки, как главного героя комедии господина Журдена. Читая краткий пересказ, вы познакомитесь с сюжетом пьесы и ее героями за более короткое время, что позволит вам лучше подготовиться к занятиям или к творческим работам по произведениям французского писателя 17 века Жана Батиста Мольера.
Действие 1
Преподаватели хореографии и музыки обмениваются впечатлениями о своем нанимателе и ученике – господине Журдене. Будучи мещанином, он желает стать аристократом и ради этого старается научиться всем правилам обхождения в светском обществе. Он нанимает учителей, платит им приличные средства, но они относятся к его обучению несерьезно, учат, в основном, пустякам и за глаза смеются над его навязчивой идеей стать дворянином. Они понимают, что их подопечный – человек заурядный и посредственный, он не имеет вкуса, и у него нет таланта, но у них огромное желание заполучить средства, потому что одной славой сыт не будешь.
А Журден появляется в свете в безвкусной, броской одежде на дворянский манер. У портного он приобрел чулки, настолько узкие, что они на него едва налезли. Журден даже пытается слушать сочиненную для него серенаду, хотя совершенно в музыке не разбирается и выказывает полнейшую невежественность. Для мещанина более близки простые народные песни, усложненные стихи на манер аристократических особ.
Два преподавателя рассорились, начав спорить о том, что для общества актуальнее: танцы или музыка. В их споре герой не компетентен. Каждый оппонент старается показать свое мастерство и привлечь его к своему предмету.
Действие 2
Преподаватели искусств предлагают герою в среду или в четверг устраивать концерты. И сегодня же Журден ожидает прихода одной важной особы вдовы маркизы Доримены, которую он желает сразить своей талантливостью, одаренностью. Наставники преподают ему правила этикета, принятые в высшем свете – учат правильно делать поклон благородной гостье, которая прибудет на обед.
Преподаватель фехтования тоже посетил мещанина. Он так же, как и другие учителя, лестью пытается расположить Журдена к себе, чтобы получать от него деньги за уроки, и потому вступает в спор с ними, утверждая, что фехтование важнее других наук. В результате дело дошло до драки, Журдену пришлось мирить наставников. Появившийся учитель философии сделал ситуацию еще более критической. Мещанину их склока надоела, и он не стал их больше примирять.
Учитель философии был побит. В ответ на это философ сказал, что нужно все воспринимать спокойно и что он напишет на коллег сатиру, которая их напрочь уничтожит. Далее учитель философии приступает к преподаванию. Он на выбор предложил Журдену несколько наук. Но, ни этика, ни логика ученика не заинтересовали. В конечном итоге они выбрали правописание.
Мещанину понравилось упражняться в извлечении гласных звуков. Педагог раскрывает Журдену секрет правописания: положение губ человека меняется, принимая формы произносимых звуков. Мещанин гордится, что стал умнее, он довольный тем, что получает образование. Но вскоре его интерес к этому поубавился, и Журден открывает философу свою душевную тайну, что он любит одну особу, представительницу высшего света, и просит учителя сочинить послание его даме сердца. В итоге записка была сочинена. Философ уходит.
Мещанину, ругавшему портного за то, что тот опаздывал с пошивом, наконец, был привезен костюм. Подмастерья, пританцовывая, внесли его и также, не прекращая танцевать, надели на заказчика. В процессе облачения его в наряды они осыпали Журдена лестными обращениями «ваша милость», «сиятельство» и другими и за такое почтенное обхождение получили приличные чаевые. Нарядно одетого мещанина видит служанка, девушка Николь, и в открытую над ним смеется. Журдена это злит, но он, отдав приказы, отправляется на прогулку по городу.
Жена мещанина, видя нарядно одетого супруга, ругает и стыдит мужчину за его новые выходки. Госпожа Журден стыдится соседей. Ей неловко от того, что в их доме чуть ли не каждый день звучит музыка и господином Журденом организовываются пиршества. Также супруге неудобно перед людьми от того, что ее супруг ведет себя и выглядит иначе, чем представители их сословия, развлекает людей собственными песнями и танцами. Николь во всем придерживается мнения хозяйки. Хозяин укоряет дам, что они невежественны и говорит, чтобы они замолчали. Он желает совершенствоваться и вращаться в кругу великосветских особ, а не мещан.
У госпожи Журден иное мнение на этот счет. Она думает, что супруг пытается стать тем, кем, на самом деле, не является, что ему стоит подумать о семье, хозяйстве, свадьбе дочки. Люсиль уже невеста, а подходящего жениха найти трудно. Жена мещанина ругает его за то, что он так не экономит денежные средства, разоряет бюджет семьи и выставляет их на посмешище. Она не одобряет действий Журдена, того, что он одалживает огромные суммы хитрому вельможе графу Доранту, прикинувшемуся его другом, а тому их нечем возвращать. В этот момент к Журдену является граф и просит опять занять денег. Ради этого он говорит мещанину лестные речи, заверяет его, что в скором времени все вернет. Супруга торжествует, осознавая свою правоту.
Действие 3
Но, в действительности, хитрый вельможа организовывает встречу мещанина со знатной вдовой на сегодня. Дорант дарит от имени новоиспеченного аристократа красавице Дориане бриллиант, и женщина принимает подарок. Выясняется, что купец передавал ей роскошные букеты и оказывал иные знаки внимания. Журден с Дорант договариваются о том, что мещанин отошлет свою супругу сегодня на весь день в дом сестры, на обед, а в своем доме встретится с прелестной гостьей, устроив в честь нее изысканный прием.
Николь, услышав обрывок разговора, передала его содержание хозяйке, но госпоже было не до того. Ее заботили иные проблемы, касающиеся судьбы ее дочери Люсиль. Женщина подыскала ей подходящего кандидата в мужья, тем более она была в курсе их взаимной влюбленности. Хозяйка посылает служанку к Клеонту, желая помочь молодому человеку попросить руки ее дочери. Николь обрадовалась, ведь ей симпатичен Ковьель, слуга Клеонта, и девушка тоже мечтает создать семью. Но к удивлению Николь молодые люди странно себя ведут: они прогоняют служанку, говоря, что ее молодая госпожа неверна возлюбленному. Пораженная девушка возвращается в дом своих господ.
Когда юноши остались одни, Клеонт поведал Ковьелю, что не так давно его возлюбленная, проходя мимо Клеонта, на него даже не посмотрела, словно позабыла. Молодой человек обиделся. Ковьель разделяет и поддерживает чувства своего господина. Клеонт думает, что его возлюбленная увлеклась графом, часто бывающим в их доме. Он решил прекратить с ней встречи и забыть о Люсиль, только у него не получается. Клеонт не может не вспоминать эту красивую, активную, разумную девушку, хоть и своенравную, и капризную.
При встрече между молодыми произошло объяснение. Оказывается, возлюбленная шла в сопровождении своей тетки, довольно строгой дамы, не позволявшей ей даже оборачиваться, и поэтому взглянула в сторону Клеонта. Он простил Люсиль. А Ковьель помирился с Николь. В результате, встретив мать Люсиль, Клеонт послушался ее совета и решил просить руки ее дочери.
Но молодой человек получает отказ со стороны отца Люсиль, Журдена, твердо решившего отдать ее замуж только за представителя аристократического общества, даже если и обедневшего, но знатного дворянина. Госпожа Журден протестует по этому поводу. У нее на этот счет иное мнение: женщина уверена, что аристократическое общество будет относиться к ним с презрением, как к выскочкам. Журден же настроен категорично, он и не думает менять решение в отношении подходящей партии для дочери. Когда юноши Клеонт и Ковьель остаются вдвоем, хитрец Ковьель поделился со своим хозяином авантюрным планом обмана сумасшедшего отца Люсиль.
Маркиза разговаривает с графом. Становится ясно, что между Дорантом и Дорименой случился любовный роман. Изворотливый и хитрый граф использует глупого, наивного мещанина, выдавая все подарки Журдена за собственные, встречается в его же доме со знатной и состоятельной любовницей. Он хочет жениться на Доримене. За спиной Журдена любовники перешептываются, но он этого не замечает и счастлив в компании желанной гостьи.
Действие 4
Вдова польщена тем, что в честь ее устроен такой грандиозный пир. Мещанин делает нелепые комплименты гостье, чем ставит ее в неловкое положение, так как та не ведает, как реагировать на такое. В самом разгаре пиршества появляется супруга господина Журдена, которая винит гостей в том, что те разоряют ее глупого мужа. Дорант говорит, что роскошный обед оплатил он, но хозяйка ему не верит. Это оскорбительно для Доримены, и та покидает дом Журдена. Следом за ней уходит Дорант. Мещанин паникует. Ему хочется наказать госпожу Журден, но он был захвачен врасплох и закон на стороне супруги.
В это время Ковьель, слуга Клеонта, переодевшись, превращается в старика, старинного приятеля отца Журдена. Он убеждает грустного мещанина, что его настоящий родитель носил дворянский титул. Также старик говорит герою, что гостивший в Париже сын турецкого правителя влюбился в его дочь Люсиль. Журдена же турецкий султан сделает рыцарем, что поможет ему занять самое высокое положение в обществе. Хозяин наивно верит этим речам и не замечает, что турок имеет сильное сходство с Клеонтом. В разыгрываемом представлении участвует и Дорант. Тот согласен, чтобы потешиться. И Журдена посвящают в рыцари. Понятно, что это все в шутку. Но герой уже готов вместе с сарацинами бороться с христианами, хоть и, ни слова из всего не понял.
Действие 5
Супруга упрекает Журдена за его наивность, легковерность, за то, что он позволяет себя одурачивать, а тот принимает все за чистую монету, считает, что это часть грандиозного замысла. В дом Журдена приходят Дорант и Доримена, хитрый вельможа приглашает ее на представление, желая развлечь и заодно выправить неловкость впечатления. Вдова, будучи уверена, что за все эти чудачества платит Дорант, дает свое согласие на свадьбу с ним.
Дочь мещанина Люсиль поначалу категорически против брака с турком, она верна Клеонту, но, узнав своего возлюбленного в турецком наряде, без колебаний согласилась. Мещанин рад. Его жена тоже вначале не согласна на эту свадьбу, а, когда ее посвятили в хитрый план, женщина согласилась дать дочери свое материнское благословение. В этот момент хитрый Дорант тоже извещает присутствующих об их с Дорименой женитьбе, но сам господин Журден считает, что граф это говорит несерьезно, а так, для отвода глаз. Супруга господина Журдена посылает за нотариусом, к услугам которого решили прибегнуть и граф с маркизой.
Завершает комедию балет.