Краткое содержание 1 — 2 глав повести Николая Лескова «Очарованный странник»
На нашем сайте Литературагуру представлены краткие содержания множества произведений отечественной и зарубежной литературы. Такие содержания удобны для быстрого ознакомления с творчеством авторов, а также для любых форм и видов литературных работ. В этой статье Литературагуру познакомит своих читателей с содержанием I – II глав повести Лескова «Очарованный странник» .
1.
Знакомство с Флягиным
Путешествуя по Ладожскому озеру на небольшой посудине между островами Коневцем и Валаамом, странники посетили селение Корела, о древности и неблагополучии которого они рассуждали остальную дорогу.
При обсуждении этого селения мнения путников разделились – один из них считал, что лучше отправлять ссыльных и осужденных в это поселение, чем в Сибирь, поскольку это будет гораздо дешевле для казны государства. Его собеседник говорил о том, что изгнанный священнослужитель, обретавшийся в Кореле, покончил жизнь самоубийством из-за того, что не ужился с тоскливостью этих мест.
Первый считал, что дьяк верно сделал, самоубившись, а второй путник, будучи человеком религиозным, считал иначе и осуждал самоубийцу, полагая, что такие покойники столетия проводят в муках, из-за того, что за их упокой запрещено молиться.
Неожиданно для собеседников, в разговор вклинился еще один человек – он положительно относился к поступку дьячка. Он выглядел зрелым крупным мужчиной, одежда которого создавала впечатление, что он является церковным послушником. Этот мужчина поведал о священнике, молившемся за упокой самоубийц, тем самым облегчая их существование в иных мирах. Московский патриарх Филарет хотел лишить священника сана, мотивируя это пьянством. Однако патриарху дважды во сне явился преподобный Сергей Радонежский, защищая попа.
Путникам стал интересен монах, и они начали его расспрашивать о жизненном пути. Тот поведал о своей жизни – в армии он проходил службу конэсером, укрощая коней. И применял для их укрощения необычный способ – выливал на голову лошади тесто, чтоб они становились смирными.
Пассажиры заинтересовались причиной, по которой военный подвизался в монахи. Богатырь им сказал, что он много чего творил в жизни, исходя из обещания родителям. Его жизненный путь был весьма необычен, и путешественники захотели узнать историю его жизни. Звался могучий монах Иваном Северянычем Флягиным.
2.
Детство Ивана
Иван Северяныч рассказал о месте своего рождения – оно находилось в Орловской губернии, в селе с конезаводом, на котором его отец работал кучером в конюшнях.
Иван был желанным и долгожданным ребенком в семье, потому что у матери долгое время не получалось забеременеть. Она долго и усердно молилась, прося себе ребенка, и ей воздалось. Однако родов она не пережила.
Сын родился крупным, с большой головой, из-за чего за ним закрепилось прозвище – Голован. Он с детства играл с лошадьми в отцовской конюшне и сильно полюбил этих красивых грациозных животных, обучился обращению с ними.
В возрасте одиннадцати лет Ивана сделали форейтором и посадили в упряжку, которая состояла из шести коней. Сделали его форейтором из-за сильного и зычного голоса, однако из-за детской слабости его привязывали к седлу ремнями, чтоб не упал.
Во время одной из поездок графа по гостям, мальчик заметил старого монаха, который спал в стоге сена на возу, и, балуясь, ударил его кнутом. Монах, проснувшись, сильно перепугался и, неудачно спрыгнув с сена, убился. А позже пришел во сне к мальчику с упреками – мальчик убил его, не дав покаяться перед смертью. Однако он и благодарил его за это.
Также он сказал мальчику, что мать его обещала богу, и заодно дал знамение – он неоднократно будет при смерти, но обязательно выживет. Но когда настанет его истинная смерть, он вспомнит об обещании матери и пойдет в монахи.
Иван забыл о предсказании погибшего священника, но тот снова явился юноше во время сна и напомнил о знамении. Через время мальчик отвозил семью графа, крепостным которого он являлся, в крупный город Воронеж.
На остановке в одном уезде для того, чтоб накормить коней, Иван заснул, и в этом сне к нему и явился покойный монах, напомнив о знамении. Но юноша не придал словам покойника значения.
Они двинулись в дорогу, она пролегала в весьма обрывистом месте, где много разбивалось коней, и неожиданно поломалась упряжь – порвалась вожжа, и лопнул тормоз. Это привело к тому, что все запряженные лошади помчались вдоль пропасти. Мальчик бросился на дышло под седлом и, уцепившись за него, повис. Он придушил дышловиков и, испугавшись, отпустил конец дышла, полетел в пропасть.
В себя он пришел уже в хибаре крестьянина, отвезшего его в Воронеж.
Граф в знак благодарности за спасение мальчиком его жизни и жизни своей семьи предложил тому просить у него все, что душа пожелает. Мальчик захотел себе гармонь, однако с игрой у него не заладилось, и позже гармонь украли из сарая.