Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Капалуха» и отзыв для читательского дневника

Выдающийся отечественный литератор, лауреат нескольких государственных премий, уроженец Красноярского края, бывшей Енисейской губернии,  В.П. Астафьев оставил  читателям огромное творческое наследие в виде очерков, рассказов, романов. В своих произведениях автор писал о судьбах русских деревень и жизни российской глубинки, о бережном отношении к природе и проблемах экологии, о самоопределении и предназначении  в мире человека. Для работ Астафьева характерны такие особенности, как яркость образов, душевность и проницательность, мастерски отточенный стиль, выразительность и звонкость языка. О личности Виктора Петровича можно еще очень многое рассказать, но сейчас наш сайт советует гостям своей странички познакомиться с лаконичным изложением весьма поучительного и проникновенного астафьевского произведения «Капалуха». Конечно, сокращенный вариант уступает полной версии рассказа, и при наличии времени, мы вам советуем познакомиться с его оригиналом.

Краткое содержание

Повествование ведется от лица мальчика, школьника. Ученики гонят телят пастись на уральские альпийские луга, туда, куда обычно на лето гоняют скотину.  Ребята видят, что тайга редеет, и перед ними расстилаются в основном леса хвойные. Березы, осины и папоротники встречаются изредка. Попадается по пути ребятам и отцветающий черничник, на котором потом будут вкусные ягоды.

Вот бычки и телочки вышли на хвойную просеку с поваленными деревьями и валежником. Постепенно ребята со скотом приблизились к вдающемуся в просеку бугорку черничника и заметили самочку глухаря, капалуху, так их называют охотники. Она суетилась, тревожно металась по кругу, сразу подняться в воздух у нее не получалось: не слушались крылья. Тут школьники увидели и глухариное гнездо. Лишь герой-рассказчик его заметил не сразу, поэтому едва не наступил. Капалуха свила свой домик на просеке под обнаженным, приподнявшимся над поверхностью земли корнем. Гнездо птица утеплила мхом, открывалось оно со стороны черничника. В капалухиной хатке лежали 4 светло-коричневых рябоватых яичка, были они немного меньше куриных. Рассказчик дотронулся до одного яйца и ощутил его тепло.

Мальчик, стоявший рядом с повествователем, решил, что яйца нужно забрать, хотя и не знал для чего. Эта идея не вызвала поддержки у рассказчика и у других ребят. Герой-повествователь забеспокоился, что же станет с птицей и указал на нее. Крылья копалухи от долгой неподвижности окостенели, она, наконец, с большими усилиями взлетела и уселась на ветке. Тут ребята увидели, что живот и вся нижняя часть тела птицы до самой шеи были голыми. Так она грела яички, высиживая  птенцов.

В это время к детям подошел их педагог. Он поведал, что капалуха сама вырывает перо, чтобы утеплить им свой домик. А потом голым животом она согревает и птенцов,  передавая им свое тепло непосредственно. Один из школьников совершенно по-взрослому сравнил заботливую и беспокойную капалуху  с их мамами. Ведь птица так же, как и человеческая мама своим детям, все тепло,  любовь  и заботу отдает своим птенцам. Она ничего не жалеет для них. Потом, чуть застеснявшись своей нежности, подросток поторопил всех догонять телят. И школьники весело помчались вперед за стадом, удаляясь от глухариной хатки.

Капалуха, посидев на дереве еще немного, спустилась вниз, потом снова села на гнездо и продолжила греть яйца. Совсем скоро из них появятся птенчики, которые, когда станут взрослыми, на апрельской утренней зорьке запоют свою первую песню, в какой выразят благодарность и любовь  матери, отдающей все своим детям, иногда даже собственную жизнь.

Отзыв

Прочитанный рассказ Астафьева «Капалуха» заставил задуматься меня о многом. В нем писатель поднимает различные темы, затрагивает важные проблемы.  Он весьма наглядно и доступно демонстрирует читателям, как нужно вести себя по отношению к природе, почему ее надо любить и бережно к ней относиться, почему нельзя разорять птичьи гнезда или еще как-то вредить пернатым, а также  и других живым существам.  

В рассказе  автор затрагивает такую важную  тему, как материнство, материнская любовь, жертвенность. Школьники, обнаружив хатку глухарки с яйцами, прогнали птицу с гнезда и даже подумали забрать кладку, но герой-рассказчик помешал мальчикам, заставил их подумать о судьбе капалухи, которая была напугана и разгневана. Он указал на лишенный перьев живот глухарки, и мальчишки поняли, как трудно птице-маме заботиться о своем потомстве, так же, как и человеческой маме растить и заботиться о своих детях. Ведь капалуха жертвовала всем для своих малышей: построила гнездышко, утеплила его мохом и своими перьями, согревала своим телом кладку, сидя долго неподвижно, самоотверженно готовилась растить беспомощных головастых глухарят, отдавая им свою птичью любовь и нежность.

Дети, может быть, впервые задумались, сравнивая птицу-мать с собственными матерями, о том, как нелегко любой матери, так как ее дети для нее в жизни – самое главное, и поэтому нельзя пугать птиц и разорять их гнезда, обижать  и губить других животных.

Также нужно беречь и растения. Астафьев очень интересно и красочно описывает уральскую природу, например, то, как цветет ягода черника.

Еще писатель затрагивает и тему детского трудолюбия, единения. Ребята заняты важным делом: они помогают на летних каникулах своему родному колхозу, хозяйству, активно участвуют в деревенской жизни – пасут стадо телят. Видно, что их радует и нахождение на лоне природы, и ощущение того, что они заняты работой наравне с взрослыми, хотя автор не скрывает и того, что ребята устали.

Произведение «Капалуха» мне очень понравилось. Думаю, что оно заставит читателей разных возрастов пересмотреть собственное отношение к природе и к жизни.

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector