История советской журналистики

Отечественная журналистика советской эпохи – это единый пропагандистский комплекс, становление которого началось в условиях диктатуры большевиков и становления однопартийной печати. Советская журналистика направляла все свои силы на поддержание культа личности вождя. Прорывы первых пятилеток, достижения в строительстве социализма, демократические завоевания – всё ставилось в заслугу действующему вождю. Пресса стала для Сталина той самой идейно-политической трибуной, помогающей нести в массы идеи сталинизма. Журналистика стала неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

1917-1925

Условно всю советскую журналистику можно разделить на шесть периодов. Первый этап  — 1917 – 1925 гг. В первые месяцы советской власти система СМИ претерпевала большие изменения. Органы печати с первых дней обрушили массу критики на большевиков. Идейная линия всех материалов – провал авантюры партии большевиков. Естественно, действующая партия не могла позволить такого свободомыслия, поэтому 26 октября 1917 года большинство крупных оппозиционных газет были закрыты: «Речь», «День» и другие. Однако и этим не ограничились большевики. В тот же день был введен «Декрет о печати», ограничивающий деятельность антиправительственных изданий.

Декрет вызвал массу негодования, но действующая власть не сбавила обороты, а, напротив, усилила наблюдение за прессой. В 1918 г. заработал Революционный трибунал печати, который впоследствии закрыл свыше 460 изданий. Их место занимали новые . Например, в 1918 году под редакцией Л. С. Сосновского и В.А.Карпинского была издана газета “Беднота”. Спустя  год тираж издания стал превышать 500 тысяч. Газета ориентировалась на малограмотную аудиторию, поэтому материалы были небольшими, простыми  и популярными. С 1918 г. советская журналистика набирала обороты: появилось первое издание, выпускавшееся в вечернее время — «Вечерняя Краcная газета»( редактор  — В.А. Карпинский). Впоследствии ее сменила  газета «Коммунар». К концу 18 года насчитывалось около 884 большевистских газет.

Несмотря на неутешительное начало, журналистика первых лет советской власти – это очень продуктивный период. Ведь в 1918 году свершилось знаменательное событие : было создано Российское телеграфное агентство. В дальнейшем благодаря РОСТА возник новый жанр —  стенные газеты.

Не отставало в развитии  и радио. Так, первое радиосообщение содержало обращение В.И.Ленина «К гражданам России». В нем была оглашена победа Октябрьской революции. К 18 году действовало уже около сотни радиостанций. С 1924 года начались регулярные передачи московской радиостанции им. А.С.Попова и радиостанции им.Коминтерна. Кроме того, в свет вышел первый номер «Радиогазеты РосТА». Радио находилось под жестким контролем Радиокомиссии, осуществлявшей идейное управление радиовещанием. Под цензуру попадал любой материал.

1926-1940

Второй период в истории советской журналистики берет начало в 1926 году и заканчивается в 1940. Этап характеризуется нарастающим влиянием партии на СМИ. Действующая власть внушала руководителям печати и радио мысль о том, что приоритетная задача журналистики – коммунистическое воспитание трудящихся и внедрение в массы традиций правящей партии. Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек.

Начиная с 1928 года, наметилась тенденция к бурному росту количества печатных изданий. Если в первый год нового периода насчитывалось около 2000 газет, то к 1940 их было уже свыше 9000. Наибольшую популярность имела газета “Правда”, тираж которой достигал 2 млн. экземпляров. Вторую и третью позиции разделили издания “Известия” и “Крестьянская газета”.

Среди сравнительно новых всесоюзных изданий можно отметить  “Литературную газету”. В газете публиковались очерки П. Павленко, А. Караваевой, В. Катаева, В Шишкова. Активно выступал в газете А.М. Горький. Публикуя его статьи «Беседа с молодыми» и «О языке», редакция отмечала, что «борьба за культуру языка – есть борьба за культуру социализма».

Перед началом войны особым ростом отличались отраслевые и производственные издания:  «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и другие. Труд журналистов на узкую категорию граждан был доведен до совершенства.

Параллельно шло и развитие радиовещания. К 1940 году количество радиогазет достигло почти 300. Кардинально система радио преобразилась в 1930 году с появлением звукозаписи. Радио вещание увеличило территориальных охват и к концу второго периода в стране насчитывалось 5 млн. радиоточек.

Второй этап в истории развития советской журналистики знаменателен и тем, что в 1931 году  в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача. Именно это событие дает основание говорить о зарождении советского ТВ, которое уже к концу 30-х годов вело относительно регулярные телепередачи.

Если рассматривать основную тематическую линию журналистики довоенного периода, то можно говорить о явном увлечении экономикой и пропагандированием достижений СССР: летопись новостроек, победы летчиков, ликбез, коллективизация. Радио и тв России изначально создавалось исключительно для внедрения коммунистических идей в самые широкие слои населения.

1941-1945

Третий период связан с Великой Отечественной войной. С 1941 по 1945 гг. советская журналистика находилась в крайне тяжелом положении. В годы войны отечественная пресса стала тем самым незаменимым инструментом, способным убедить общество и мобилизировать его на подвиг. Лучшие журналисты страны писали о заслугах воинов, любви к Отечеству и  мужестве простого  народа.

Вся система Средств массовой информации в годы войны была перестроена. Ведущие позиции занимало радиовещание. С момента появления Совинформбюро ежедневно люди слушали сводки о ситуации на фронтах. Любой гражданин знал имя главного диктора Юрия Левитана. Он на долгие годы стал голосом войны.

В газетах и на радио появились военные отделы. Главной темой журналистики стало разоблачение коварных замыслов врага. Газетное дело кардинально изменилось: сократилось количество центральных газет, появились новые фронтовые издания. Так, например, начала издаваться газета “Красная звезда”. В ней с началом войны публиковались произведения известных писателей: Константин Симонов, Алексей Толстой, Илья Эренбург и остальные. Возникли и специализированные издания для флота, авиации и партизан.

Военные годы ярко преобразили и жанровое многообразие отечественной прессы. Появились такие материалы, как фронтовые письма, памфлеты, карикатуры и фельетоны. Выходили специализированные издания сатирического характера: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Вся публицистика была нацелена на убеждение в неизбежности нашей победы. Это вселяло в людей веру и надежду на будущее.

1946-1956

Следующее послевоенное десятилетие (1946 – 1956 гг) ознаменовалось победой над фашизмом. Однако урон, нанесенный стране войной, был огромным. Экономика находилась в упадке, хозяйство было разрушено, ощущалась катастрофическая нехватка мужской рабочей силы. Все эти обстоятельства создавали непростые условия для журналистов, которые подчинили всю свою творческую деятельность интересам советской пропаганды. СМИ всеми способами мотивировали людей на труд, новые подвиги и свершения.

Довоенная система прессы постепенно восстанавливалась. Кроме того, было возобновлено телевизионное вещание. В 1951 году началось ежедневное вещание в Москве.

Стремительно увеличилась и доля радиовещания. Партия всеми силами старалась ограничить вещание иностранных станций. Глушение западных частот обострилось в 1946 году с началом “холодной войны”. Таким образом правительство вело борьбу за единомыслие, стараясь пропагандировать советский образ жизни.

Главной особенностью этого периода стала неправдоподобность прессы. СМИ приукрашивали реальность, идеализировали героев произведений, ведь партия ставила перед журналистами особую задачу, показать благополучие и стабильность. Журналистика находилась в жестких рамках идеологической выдержанности, поэтому не было места свободомыслию и оппозиционным изданиям. Но количество газет не сократилось, так как стали выходить и новые, отвечающие идеологическим задачам партии: “Промышленность стройматериалов”, “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”.

1956-1985

Переломный период в истории советской журналистики пришелся на 1956 год, когда состоялся 20 съезд КПСС. Переход от эпохи культа личности Сталина к эпохе свободного строительства коммунизма открыл новые возможности для журналистики. Хрущевская “оттепель” сменила тематику СМИ: пресса приблизилась к реальности, стали высказываться недопустимые ранее идеи. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы — прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским.

Однако в начале 80-ых годов свобода журналистики сошла на нет. Настала эпоха застоя. Власть стремилась показать преимущество СССР перед западом, поэтому пресса, как главный инструмент воздействия на умы, обязана была подчинить свою деятельность этой идее. Родилась кампания по показу “положительного героя».

Велась  борьба с инакомыслием, но это не мешало официальной прессе наполняться запрещенными произведениями, которые незаконно размножались и выходили в свет.

Телевидение того времени ничем не отличалось по тематике от газет, ведь даже развлекательный контент носил на себе идеологический отпечаток. Телеканалы свято выполняли задачу воспитания нового человека. Аналогичную задачу выполняло и радио, которое продолжало активно развиваться вопреки всем обстоятельствам. Благодаря тому, что появились портативные радиоприемники, граждане СССР могли слушать иностранные радиостанции. В целях борьбы с иностранным вмешательством власти глушили западные станции, но люди продолжали слушать “подрывные” станции как “Свобода”, “Свободная Европа” и другие, ведь именно они могли предоставить объективную информацию о существующем положении дел.

1986-1991

Последний этап в становлении журналистики СССР начался с приходом к власти М.С.Горбачева. Политические и экономические трудности и нарастающие противоречия привели к неизбежности смены существующего курcа политики. Журналистика, несомненно, стала центральным звеном проводимой перестройки.

СМИ этого периода получили свободу слова. Теперь ничего не умалчивалось. Все проблемы выносились на суд народа. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” стояла в приоритете у СМИ. Они оповещали  читателей об обстановке на мировой арене, так, например, на экранах телевидения появились западные политики.

В ряду прогрессивных были газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Толстые журналы тоже поддерживали идеи «перестройки». В конце 80 — начале 90 годов зародилось «Радио России». Именно с этого момента можно говорить о появлении свободной и независимой журналистики России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector