Дружба и вражда в романе «Преступление и наказание»

Дружба и вражда – естественные состояния человека, живущего в обществе. Он заводит близкие отношения с симпатичными ему людьми, но с некоторыми окружающими общение перерастает во взаимную неприязнь. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, важно, чтобы конфликтные ситуации не заполняли жизнь человека от начала и до конца, а дружба не обернулась предательством и разочарованием. Правда, не всегда обстоятельства складываются в нашу пользу, поэтому на своем жизненном пути мы вынуждены прощаться с друзьями и приобретать врагов. Но бывает и так, что вражду создаем мы сами без объективных на то причин. Вот такое чувство достойно всякого осуждения.

Многие мыслители задумывались над этой темой. Мне на ум приходит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой Раскольников конфликтует с Лужиным, нареченным сестры. Их взгляды на жизнь совсем не совпадают: один готов на какие угодно жертвы ради всеобщего счастья, другой утверждает, что лучше целый кафтан, чем рваная рубашка, иными словами, делиться с ближними он не собирается. Один – фанатичный филантроп, другой – рациональный эгоист. Эти люди обречены на вражду. Обстоятельства сложились так, что Дуня (сестра Раскольникова) выходит замуж по расчету, чтобы помочь семье. То есть, ее избранник, человек обеспеченный, который сам всего добился, не мог по своей природе иметь те же возвышенные чувства, что и романтичные брат с сестрой. Если бы он им во всем соответствовал, он не был бы успешен. Они никогда не смогут понять друг друга, ведь материалисты и идеалисты стоят по разные стороны баррикад. Значит, причины возникшего конфликта кроются в самом поступке Дуни: она не должна была приносить такую жертву и приводить в семью совершенно чуждого по духу человека. Но стесненные обстоятельства убежденных романтиков делают их материально зависимыми от Лужина. Вражда эта предсказуема, неизбежна и естественна. В ней нет ничего плохого, как в растущем дереве или резком порыве ветра. Таковы реалии и избежать их невозможно.

Но в том же самом произведении есть примеры вражды, необусловленной обстоятельствами, надуманной и искусственной. Это чувства, которые Раскольников испытывал к старухе-процентщице. Он думал, что такие «пауки» мешают всеобщему процветанию и во благо всех остальных должны быть уничтожены «право имеющими». Позже он раскаялся в своих убеждениях, но на тот момент он испытывал к жертве ненависть, объяснимую лишь абстрактными рассуждениями. Сам он – не злой человек и не способен был лишить кого-то жизни. Поэтому он стал искусственно разжигать в себе вражду, урезонивая совесть холодными умозаключениями. Если герой умышленно заставлял себя ожесточиться против старухи, то мы можем сказать, что никакие обстоятельства и веления злого рока его не понуждали, он сам виновен в создании конфликта. Перед читателем разворачиваются ужасающие последствия такой надуманной вражды. Она уродлива и низка, ведь не свойственна роду людскому. Это противоестественное чувство, которое человек должен научиться распознавать и подавлять.

Таким образом, опираясь на размышления великого классика русской литературы, я пришла к выводу, что без конфликтов жить невозможно, но лишних ссор нужно избегать, так как они отравляют наше существование, как это было в истории Раскольникова. Вражду в себе не надо культивировать и приравнивать к миссии, ведь даже счастье всего мира не стоит слезы младенца.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector