Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

(324 слова) Литературе свойственно играть на контрастах, раскрывая истинную сущность явлений, противопоставленных друг другу. Эту особенность наглядно воплощает роман Булгакова «Мастер и Маргарита», где автор размышляет над такими масштабными понятиями, как добро и зло, развенчивая стереотипы, по которым принято судить об этих абстракциях.

Трудность этой задачи заключалась в том, что никто не видел добра и зла в живую, в материальном мире их не существует, однако все убеждены, что знают, о чем идет речь. Но мы познаем эти отвлеченные понятия лишь на уровне примеров, которые оцениваются обществом, и в зависимости от его вердикта явлению присваивается ярлык: хороший или плохой. Булгаков же показал, что не стоит слепо доверять чужим суждениям о нравственной оценке того или иного предмета. Именно поэтому внешне добропорядочная и респектабельная публика не выдерживает проверки Воланда и бросается утолять свою алчность при первой же возможности, а аморальная женщина и осуждаемый критикой, «бездарный» писатель проявляют души прекрасные порывы и проходят все испытания дьявола, оставаясь верными себе и своему чувству.

Та же параллель прослеживается в другой сюжетной линии, где нарушитель общественного спокойствия, провокатор и изменник Иешуа оказывается добрее безупречного и высоконравственного служителя закона. Первосвященник и вовсе проявляет злонравие, потворствуя доносчикам и предателям, отпуская воров и убийц вместо инакомыслящих проповедников. Значит, зло идет от власти, которая перестает служить людям и становится лишь обороной самой себя. Именно возможность подавления народа или отдельной личности разлагает душу, делая ее трусливой и жестокой.

Но есть и другая сторона тирании — рабство. Толпа тоже ожесточается от невежества и несправедливости, переходя на сторону зла. Однако эта толпа и есть законодатель нравов, услужливо поданных свыше. Они, озлобленные и угнетенные, расставляют ярлыки и значения понятий. Так можно ли доверять уважаемым и «добронравным» Латунским, Пилатам, Берлиозам, когда они учат, что такое «хорошо», что такое «плохо»? Нет. Надо идти своим путем и не судить, чтобы не быть судимым. Общество, например, осудило союз Маргариты и Мастера, но именно такой бескорыстной, самозабвенной любви учил Иешуа, ради нее же он погиб. В этом источнике жизни и света нужно искать истинное значение слова «добро».

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector