Черты романтизма в психологическом романе «Герой нашего времени»
(331 слово) Произведение «Герой нашего времени» переполнено романтизмом. Для него, как мы знаем, свойственны необычные действия, безответная любовь, экзотические пейзажи и специфический герой, непонятый обществом. Он ищет «покой в буре», но так и не может найти своего места в этом мире. Скучающая душа требует от мира эмоций и чувств, но сама отвечает лишь тоской и разочарованием. Цель автора — раскрыть сущность романтического героя.
Вспомним главу «Бэла», где герой в экзотических условиях встречает совершенно иное общество – горцев, влюбляется в дикарку и похищает ее. Это типичная зарисовка для романтического сюжета. Вскоре его любовь угасает, все чаще и чаще Печорин оставляет девушку одну и уезжает надолго. В его поведении по отношению к ней Лермонтов подчеркнул все те недостатки, которые на тот момент считал пороками всего общества. Портрет Печорина – собирательный образ молодых людей того времени, которые подражали романтическому шаблону из популярных книг: он холоден, высокомерен и циничен, не верит в любовь и быстро остывает к тому, за что с жаром берется. Это и есть романтизм в чистом виде, когда в погоне за идеалом человек с презрением клеймит реальную жизнь. Когда Бэла перестала быть наваждением, стала данностью, романтик перестал интересоваться ею.
Также о романтизме говорят специфические описания природы. М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» особое внимание уделяет описанию пейзажа. Так, герой замечает красный месяц накануне смерти Вулича. Инстинкт не обманул Печорина – герой действительно увидел на лице товарища «печать смерти». То есть природа не только отражает чувства, но и изобличает подозрения персонажа, его мысли. Он связан с природой неразрывными узами и понимает ее скрытые намеки. Именно так воспринимали окружающий мир писатели-романтики.
Но больше всего, на мой взгляд, о романтизме говорит тот факт, что Лермонтов и Печорин схожи в жизненных позициях. Печорин был мечтателем, он так же, как и Лермонтов, дрался на смерть и погиб в цвете лет. А ведь сам Михаил Юрьевич был представителем того поколения, которое описывал в образе своего героя. Он тоже был героем своего времени, а в его время романтизм был не только литературным направлением, но и целой культурой, которая формировала взгляды.
Автор: Элен Галстян