Чем различаются доброта и милосердие?

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

(338 слов) Доброта и милосердие – одни из главных человеческих качеств, определяющих личность. Действительно, когда мы видим перед собой чуткого, сострадательного человека, готового помочь, поддержать, то именно этими понятиями мы его характеризуем. Но в чем же разница между этими словами? Многие литераторы раскрывали суть этих понятий, подчеркивая разницу между ними. Обратимся к примерам из их книг.

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев, являясь, казалось бы, отрицательным персонажем, проявляет милосердие к главному герою, Петру Гринёву. Он помиловал того за то, что юноша в свое время отдал казаку свой тулуп, даже не подозревая об авантюрном характере «мужика».  Так, автор разграничивает понятие «доброта» и «милосердие» и говорит о том, что они не обязательно идут вместе: Пугачева нельзя назвать добрым человеком, бунт под его предводительством считается одним из самых жестоких и кровавых в Российской истории, но он проявляет милосердие к человеку, которому он благодарен за добрый поступок. Милосердие в понимании Пушкина граничит с честью, которая, несмотря на разбойничью суть Пугачева, в нем присутствует.

Одним из сильнейших образов, объединяющих в себе и доброту, и милосердие, по праву можно считать образ Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Вынужденная работать на панели, Соня чрезвычайно добра к своей семье, она полна сострадания и чистой любви. Но истинное ее милосердие проявляется в сцене, где Раскольников признается ей в убийстве старухи-процентщицы – она прощает Родиона, сумев понять его. Зная, насколько тяжело будет молодому человеку в тюрьме, Соня, искренне любящая его, сопровождает его даже на каторгу, где другие каторжане признают её как «святую женщину». Милосердие в понимании Достоевского отличается тем, что для него обязательно понимание и принятие сути и причины деяния, совершенного Раскольниковым, тогда как доброта Сони является причиной зарождения такого качества.

Таким образом, доброта бессознательна и проявляется в каждом хорошем поступке, а милосердие – это сознательное оправдание виновного, христианское всепрощение. Эти добродетели не всегда идут бок-о-бок, иногда одно качество произрастает из другого, в других случаях каждое из них может зародиться автономно. Так, милосердие может появиться и у человека, не являющегося добрым в общепринятом понимании этого слова, а может и подчеркнуть доброту, возведя личность на более высокую ступень благочестия.

Автор: Карим Лисовский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector