Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

У человека есть цель. У цели — средства. Этот простой механизм известен каждому, ведь большинство наших действий и поступков подчинено конкретным задачам, для достижения которых требуется множество самых разных усилий. Жизнь складывается из целой серии подобных целей, за каждой из которых кроется выбор в пользу того или иного пути. И тут не обходится без противоречий, ведь в основе даже самой благородной миссии могут лежать нечестные, негуманные, вероломные шаги. Неслучайно многие произведения отечественной и мировой литературы посвящены проблеме выбора цели и средства. Одно из таких творений – роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Жизнь героев знаменитого романа – эпопеи Толстого часто связана с поиском истины, ответами на смысложизненные вопросы, которые необходимы им для самоопределения и достижения нравственного совершенства. Осуществление такого поиска оказывается для них нелегким. Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа, начинает свой путь мечтательным, наивным юношей, не имеющим четких представлений о жизни и обществе, в котором ему необходимо вращаться. Доверчивость и простодушие героя сбивают его с пути, он растрачивает себя в постоянных кутежах и веселье, становится постоянной жертвой расчета и обмана. После предательства жены Безухов задумывается над тем, как жить дальше, предпринимая попытки найти свое место в мире. Его цель – нравственное совершенствование, обретение смыслов, которые позволят ему стать счастливым. В поисках ответов Пьер прилагает немало усилий: занимается масонской деятельностью, отправляется на войну, попадает в плен. В критических ситуациях он проявляет сдержанность и благородство. Но подлинное возрождение героя наступает после его разговора с Наташей Ростовой. Он понимает, что все стремления человека должны быть подчинены одной цели – любить. В этом заключается подлинное благородное счастье, которому нет цены.
  2. Ещё один «потерявшийся» в жизненном поиске герой романа – Федор Долохов. Заядлый игрок, дуэлянт, разбойник – наглый и дерзкий мужчина не приемлет в жизни компромиссов. Его цель – честно выполнять свой офицерский долг, быть верным слову и отечеству. Но в достижении такой благой цели он бывает неоправданно жесток и упрям. В бою он смел и храбр, а с близкими людьми робок и нежен, очень трепетен в отношении к своей семье, несмотря на внешнее хладнокровие. Не чужды ему и благородные поступки: Долохов руководит отрядом партизанов в войне против Наполеона, спасает русских пленных от французов. Он не сомневается в собственных целях, которые в большинстве своем благородны, но зачастую ошибается в выборе средств, предпочитая хитрость и жестокость. Столь необычный образ в романе доказывает противоречивость человеческой натуры, заставляет иначе взглянуть на проблему выбора цели и средств, оценив поступки героя, и тем самым определить его достоинствами недостатки.
  3. Есть в романе и герои — эгоисты, ставящие перед собой сиюминутные цели, движимые жаждой наслаждений и удовлетворением незначительных прихотей. Анатоль Курагин – внешне блестящий, но легкомысленный герой-повеса, проводящий жизнь в развлечениях. Главное для него — самоутверждение, восхваление собственного мнимого совершенства. Анатолю нравится привлекать к себе внимание, производить впечатление на людей, ослепленных его лоском и красотой. Увы, за сияющей внешностью персонажа скрыта смешная в своей ограниченности самовлюбленность. Анатоль посредственен в своих чувствах и желаниях, на основе которых и выстроены его цели и стремления. Каковы цели — таковы средства! Поэтому нравственных и моральных законов и ограничений для Курагина не существует. Увлеченный Наташей Ростовой, Анатоль обманным путем пытается похитить героиню. Но попытки увести ее вызваны отнюдь не благородством чувства, скорее очередной мелкой прихотью. Он вынужден сбежать из Москвы, тем самым скрывшись от ответственности и возможного наказания, проявляя себя, не только как лицемер и обманщик, но ещё и трус.
  4. Близок образу повесы Курагина и другой персонаж романа – Элен Курагина, сестра Анатоля. О ее красоте и элегантности говорит весь Петербург. Но душевные качества героини оставляют желать лучшего: она пуста, и эта душевная пустота невосполнима внешней привлекательностью. Элен цинична и меркантильна, отсюда ее стремление к обогащению и выгоде для себя: она выходит замуж за Пьера, чтобы завладеть его имуществом. Подчиняя свои действия единственной цели – материальному обогащению, Элен и здесь проявляет себя как развратная, вульгарная, подлая женщина. Ее многочисленные измены Пьеру доказывают невозможность искренних и подлинных порывов в душе героини, ей чужды понятия о достоинстве, уважении и благодарности, которыми обладает Пьер Безухов. Поэтому наличие цели не всегда придает жизни смысл, ведь она может быть безнравственной и глупой.
  5. Цели изменчивы. Изменчивы и герои романа. Рефлексия героев Толстого связана с их постоянным поиском новых смыслов, столкновением с жизненными трудностями и преградами, которые меняют их ориентиры. Андрей Болконский в начале своего пути одержим благородными и самолюбивыми целями: снискать славу в бою, став подобным Наполеону. На войне его представления претерпевают изменения. Он убеждается в том, что даже самый великий подвиг не стоит человеческой жизни, которая есть главная ценность. Разочаровавшись в военной службе, в идее победы во имя почета, он ищет утешения в простых человеческих чувствах. Встреча с Наташей Ростовой изменяет представление Андрея о целях и средствах. Он убеждается в том, что главное назначение человека – в любви к ближнему и всепрощении.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector