Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения 2020-2021

Когда высказаны тезисы, раскрывающие ваше понимание темы сочинения, пора браться за доказательства своего мнения. Четкие аргументы, направленные на подкрепление тезиса, следует взять из художественных произведений, мемуаров, публицистики или нехудожественной литературы в жанре нонфикшн.

Классика, изученная на уроках литературы, поможет найти верные аргументы к вашим тезисам.

К чему можно обратиться в направлении «Забвению не подлежит»?

Н.С. Лесков, «Левша»

«Левша» Н.С. Лескова – произведение, показывающее степень развития государства, его культуру, которая ярко отражена в народе. В сказе Николая Семеновича повествуется о том, как главный герой, неотесанный русский мужик, подковал блоху. Это высокое мастерство тульского работяги Левши не было оценено должным образом в России, а остаться в Англии, куда его звали на весьма выгодных условиях, он не смог, потому что был ярким примером патриотизма. Не подлежит забвению то, что делается простым человеком для своей страны. Нельзя забывать о людях, создающих поистине великие творения. На Родине Левша не смог не только передать свои навыки последующим поколениям, но и был забыт недавними покровителями, которые так восхищались его талантами. Сказ призывает беречь и поддерживать человека, способного поднять на более высокий уровень культуру своей страны.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

«Отцы и дети» И.С. Тургенева – роман, показывающий человека, который отвергает прошлое: традиции, общепризнанные принципы и мораль, сформировавшиеся еще задолго до его рождения. Базаров – нигилист, считающий, что построить новую жизнь можно только без оглядки на прошлое, он полагает, что всё старое, отжившее себя необходимо разрушить, забыть об истории, обо всем, что мешает созданию нового прекрасного мира. Но он не задумывается о том, что забвению не подлежат такие простые и в то же время великие чувства, как любовь, сострадание и верность. И сам попадает в ловушку собственных убеждений, когда влюбляется в женщину, чувства к которой переворачивают его мировоззрение с ног на голову. В чем ошибка главного героя? Есть вещи базисные, основа всего: невозможно жить в настоящем, не помня прошлого, стараясь искоренить из своего сознания многовековой опыт человеческой жизни и культурного наследия цивилизации.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повесть, в которой главной героиней является Маша Миронова, не растерявшая веры в человеколюбие, несмотря на жестокое убийство отца и матери. Преступником, который лишил девушку родителей, является Пугачев, учинивший крестьянскую войну в борьбе с правительством Екатерины Второй. Рассказ ведется от лица Петра Гринева, который оказывается между двух огней. Предводитель восстания требует, чтобы тот подчинился ему и вступил в ряды бунтовщиков, но Петр остается верен своей присяге, за что Пугачев дарует ему жизнь, помиловав и избавив от казни. Книга учит тому, что нельзя забывать о данном слове, о присяге, о верности своему Отечеству. Помнить нужно и о своей чести, недаром автор помещает к своему произведению эпиграф в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду», которая отражает главную идею повести. Если бы Гринев позабыл о своем достоинстве, он лишился бы жизни. Если бы Маша поддалась на уговоры Швабрина, антипода Гринева, и пошла за него замуж, позабыв о своей любви к Петру и девичьей чести, то не смогла бы потом добиться помилования своего возлюбленного. В более широком масштабе это история о злодее, которого Пушкин рисует довольно-таки справедливым человеком, правда, запутавшимся и озлобленным, но способным организовать бунт, от которого никому не будет проку: нельзя забывать, что любое насилие приносит с собой только смерть и разрушения.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

«Бородино» М.Ю. Лермонтова – стихотворение, начинающееся словами «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» В этом вопросе содержится явный подтекст: молодое поколение должно помнить, ради чего сражались и умирали бойцы, чем пришлось пожертвовать, отдав врагу-завоевателю столицу, чтобы в итоге спасти всю страну. Ветеран Отечественной войны 1812 года рассказывает своему племяннику о боевых схватках, которые привели к освобождению Родины от захватчика Наполеона. Он сетует на то, что нынешнее поколение не способно встать на защиту своего Отечества, поэтому они хотя бы не должны забывать, какими усилиями удалось сохранить мир на российской земле.

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»

«А зори здесь тихие» Бориса Васильева – еще один пример патриотической стойкости русского народа. Это произведение, которое не оставляет равнодушными уже не одно поколение читателей. В центре повести пятеро девушек, совершающих вылазку в лесную, болотистую местность вместе со своим бригадиром. Их цель – разведать, сколько фашистов подступает к ним и попытаться отрезать им путь к наступлению. Разве можно придать забвению подвиги людей, сражавшихся в великую Отечественную войну? История знает немало имен героев, пожертвовавших своими жизнями ради мирного неба над нашей головой. Особой трагичности сюжету придает то, что все девушки нашли смерть в этой страшной разведке, но смогли выполнить свой долг перед Отечеством. Забвению не подлежит их любовь к Родине и их путь, опасный и смертельный, который они проделали ради блага своей страны.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» А.И. Куприна – история неразделенной любви между Желтковым и Верой Николаевной. Герой пишет женщине предсмертную записку, в которой просит ее послушать произведение Бетховена «Соната №2». Эта музыка настолько впечатляет героиню, что та снова обретает покой и гармонию. Это великая сила настоящего классического искусства, которое должно сохраняться и передаваться последующим поколениям. Истинные творения не подлежат забвению, они способны пробудить душу, заставить человека воскреснуть, по-новому посмотреть на мир, прочувствовать величие момента.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«Война и мир» Л.Н. Толстого – роман-эпопея, заслуживающий особого внимания. В нем отражены две войны с наполеоновскими войсками: война 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Толстой считал, что первая война была проиграна вследствие непонимания народом, за что они воюют. А вот в 1812 году, сражаясь за свободу своего Отечества (отсюда и название), люди действительно становились героями битвы. Хотя автор и не отрицает того, что на поле сражения всегда есть место не только мужеству и величию, но и всеобъемлющему страху, который поражает человека. Это и неудивительно: Лев Николаевич показывал войну без прикрас, такой, какая она и есть на самом деле. Люди не вправе забывать о том, каким лишениям, мучениям, жестокости были подвержены настоящие герои войны. Несмотря на это, они смогли поддерживать в себе волю оставаться людьми. Так в романе присутствуют неподдельные сцены доброты, когда русские сочувствуют французским солдатам, тоже не понимающим смысла войны, и делятся с ними провизией. Толстой обращает пристальное внимание именно на народ, который является главным участником сражений. Он показывает неправедность войны, неестественность, которая противоречит основным законам жизни на земле. По его мнению, это и привело Наполеона к поражению: он просто не мог одержать верх, действуя как захватчик против русского народа. И надо помнить о том, что война противоречит природе человека, хотя это страшное событие так и коренится в подсознании людей, а история не может научить человеколюбию и мирному сосуществованию всех на планете.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон»

«Тихий Дон» М.А. Шолохова – роман, описывающий страшные события начала двадцатого века. Это Первая мировая война, революции 1917 года и Гражданская война в России. В центре романа – казаки, которые оказываются вынужденными отказаться от мирной жизни и вступить в борьбу. Если сражаться за Родину казачество в силах, то Гражданская война выбивает из колеи полностью, люди не понимают против кого им идти и что защищать. Война внутри страны, когда неясно, кто друг, а кто враг, когда все говорят на одном языке, но тем не менее это не означает, что перед тобой брат, — это действительно чудовищно. В такие обстоятельства попадает главный герой произведения Григорий Мелехов. В ходе ужасающих событий, происходящих вокруг, он теряет всё: свою семью и любимую, надежды на счастье и спокойную жизнь. Нельзя забывать о том, что война – это всегда бессмысленное, страшное, кровопролитное время. Из него нельзя выйти победителем, потому что потери всегда колоссальные, война несет разрушение на всех уровнях, и человек в таких обстоятельствах становится похожим на зверя, главная задача которого просто выжить.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

«Судьба человека» М.А. Шолохова – повесть о герое войны Андрее Соколове. Нельзя забывать о подвигах человека на войне, о подвигах всего народа, даровавшего нам мир и спокойствие. В произведении рассказывается о том, как человек возвращается с войны. Но ему уже некуда идти: дом, в котором некогда он жил счастливо со своей семьей, лежит под обломками разорвавшейся бомбы. И все, что у него осталось, — это его воспоминания. Он делится историями о том, как проходили бои, как он смог вернуться на родину из немецкого плена, проявив настойчивость и неподдельную отвагу. Такие люди достойны считаться героями, и их жизнь не подлежит забвению. Автор считает, что в судьбу подобных людей обязательно должно вторгнуться нечто хорошее, поэтому в жизни Соколова появляется мальчик-сирота, которому тоже нужны человеческое тепло и забота. Нам следует помнить о том, что война забирает у человека самое священное, что у него есть, — его семью. Страшно представить, сколько людей лишилось родных и близким в это тяжелое время. Но, когда в сердце остается добро и человеколюбие, герой сможет идти дальше и прожить достойную жизнь, помогая другим и согревая их своим теплом.

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовского – поэма, главным героем которого является собирательный образ русского солдата. Это тёртый калач, настоящий патриот своей страны, сражающийся с фашизмом. Отличительной особенностью произведения стало то, что оно было написано простым языком, издано в формате маленькой книжечки, которую солдат мог всегда носить с собой. А главное – она была способна поддержать боевой дух людей, потому что не описывала кровопролитные сражения, а была ориентирована на отдых солдат, их полевую жизнь, на те маленькие радости, которыми можно было воодушевляться в непростое военное время. Забвению не подлежит подвиг участников Великой Отечественной войны, их способность жертвовать своими жизнями не ради наград и медалей, а для восстановления мира на родной земле.

А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»

«Я убит подо Ржевом…» А.Т. Твардовского – сильное стихотворение автора, посвященное кровопролитному сражению подо Ржевом, в котором погибло более миллиона человек. Лейтмотивом звучит мотив памяти. Поэт наказывает помнить об этом сражении и о тех людях, что сложили головы в битве. До тех пор, пока люди будут хранить память об этих событиях, будет жить и солдат, который всеми своими силами честно приближал предстоящую победу. Стихи написаны от лица погибшего бойца, от которого ничего не осталось, нет даже могилы, где бы он нашел успокоение. И его больше нет, он не сможет узнать, чем закончилась битва и кто одержал верх, хотя свято верит в победу русского оружия. И нельзя забывать о том, какой ценой нашей Родине далась победа над фашизмом.

А.А. Ахматова, «Реквием»

«Реквием» А.А. Ахматовой – поэма, посвященная истории СССР конца 1930-х годов, времени, которое отличалось жестокостью со стороны власти. Политические преследования и огромное количество репрессированных оставили глубокий траур в сердцах женщин, которые лишились своих мужей, сыновей и братьев. Сама поэтесса потеряла мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева, а также провела 17 месяцев в тюрьмах Ленинграда. «Реквием» звучит как памятник репрессированным и тем женщинам, которые также являются жертвами этого времени. В поэме ярко звучит тема памяти: нельзя забывать людей, сгинувших в политической машине своей страны, и тех, кто стойко, но безнадежно ждал возвращения своих родных и близких.

А.А. Блок, «Двенадцать»

«Двенадцать» А.А. Блока – поэма, в которой отразились взгляды поэта на революцию в России. Он воспринимал ее как силу, способную сделать из России новую молодую страну, в которой будут царить добро и справедливость. Естественно, что не все видели в этом событии положительную историю: люди разделились на два лагеря, многие не знали, как относиться к бушующим в стране переменам. В любом случае происходящее пугало и завораживало. Сам автор свято верил в то, что революция привнесет положительные изменения в жизнь страны. А вот интеллигенции стихотворение не пришлось по вкусу, ведь представителей русской культуры, науки и искусства отодвигали на второй план простые рабочие, стремящиеся к власти. У Блока число двенадцать носило символический смысл: герои поэмы были словно апостолы Иисуса Христа, то есть проповедовали новую веру, новую жизнь. Для поэта революция была не разрушительной стихией, а преобразующей. Но следует помнить о том, каковы были последствия этого «мирового пожара», как устанавливалась власть, как погибали те, кто имел смелость сказать что-то против, как люди, не принимающие нового, просто исчезали и никто уже о них не вспоминал.

В качестве аргументов можно привести примеры и из зарубежной литературы.

Д. Лондон, «Мартин Иден»

«Мартин Иден» Джека Лондона – роман о потрясающей истории самообразования. Памятуя о прошлых трагических событиях в своей жизни, бывший моряк набирается смелости и силы воли, чтобы заняться саморазвитием. Мартин Иден полюбил богатую, образованную девушку по имени Руфь, и, чтобы добиться ее благосклонности, он начинает много читать, пробовать себя в деле писательства и работает над собой. В этом ему помогают собственные воспоминания о лишениях и тяготах, которые он испытывал, будучи моряком. Среди этих испытаний были бунты на корабле, остров прокажённых и несколько моментов, в которых парень чуть не утонул. Он не забывает о своем опыте, и это дает ему силы для достижения поставленных целей. Он не хотел возвращаться в прошлое, поэтому ему было необходимо самому позаботиться о своем будущем.

Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»

«На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка – роман, показывающий «потерянное поколение», к которому принадлежат люди, оказавшиеся втянутыми в бессмысленную и страшную войну. Герой произведения Пауль идет сражаться добровольцем, но очень быстро понимает, что в войне нет никакой романтики, а только грязь, голод и холод. Ремарк в своих произведениях призывает помнить о том преступлении, которое совершается против народа, против всего человечества. Как и в других историях о войне, здесь нет правых и виноватых, здесь все несчастны: и немецкий солдат, и бойцы, сражающиеся по другую сторону фронта.

Э.М. Ремарк, «Возвращение»

«Возвращение» — еще один роман Ремарка, в котором звучит тема войны, а лейтмотивом проходит мотив памяти. Даже вернувшись домой, солдаты не могут найти себе места в мирной жизни. Они до конца своей жизни помнят кровопролитные бои, весь ужас военной жизни, о котором страшно подумать. Этот кошмар снится им по ночам, некоторые сходят с ума. Один из героев, увидев поле, засеянное маками, вообразил, что это кровавое месиво, и лишился рассудка. Не подлежит забвению страшное военное время, которое несет только потери и разрушение.

В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»

«Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго – роман о том, как важно хранить культурное наследие и не забывать о памятниках архитектуры. Некогда Собор Парижской Богоматери был обречен стать заброшенным строением, похожим на руины. Но французский писатель привлек внимание общественности к этому сооружению, написав свой уникальный роман. В центре повествования находятся горбун Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Но героем романа является и сам храм, автор уделяет много внимания его описанию: истории, богатому убранству, удивительной архитектуре. Гюго подчеркивал значимость Собора для города, и теперь он по сей день радует глаз посетителей своей красотой и величественностью.

Ч. Диккенс, «Лавка древностей»

«Лавка древностей» Чарльза Диккенса – классика английской литературы. В центре сюжета девочка Нелли и ее дедушка, которые были вынуждены покинуть свой дом, потому что лишились всех денег. Но Нелли никогда не забывала о самом важном: о любви, милосердии и доброте. На пути их странствий встречались разные люди: и те, кто хотел помочь, и те, кто желал нажиться на слабости путников. Но неизменным оставалось сердце маленькой девочки, мягкое, но в то же время очень сильное. Она смогла отогреть души многих людей, что встречались на ее пути. И нельзя забывать о качествах, которые должны составлять принципы человеческого бытия. В конце романа девочка умирает, но навсегда остается в сердцах тех, кто по-настоящему смог оценить эту великую душу.

 

 

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector