Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Великодушие является тем качеством, которое свидетельствует о добродетели человека и поощряется обществом. В противовес ему месть может трактоваться неоднозначно: вендетта не всегда порицается, наоборот, ее часто связывают с понятием чести, в то время как отмщение за былые обиды признают слабостью характера и души.

Великодушие

В своем романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает тему великодушия через центральных персонажей.

  1. (Качества великодушного человека, кого можно назвать таковым) Для Наташи Ростовой помощь людям является естественным желанием, она никогда не думает о своей выгоде, даже наоборот: она жертвует подводы, предназначенные для вывоза имущества ее семьи, раненым воинам. Ей не жалко оставлять свои вещи, потому что она понимает, что повозки гораздо больше нужны солдатам. Среди них находится умирающий Андрей Болконский, который разорвал с Наташей помолвку из-за ее временного увлечения Анатолем Курагиным и считал ее «падшей женщиной». Но героиня не держит на него зла и помогает его сестре Марье ухаживать за ним. Великодушная девушка провожает жениха в последний путь, помогая ему обрести гармонию хотя бы в последние мгновения. Все эти поступки характеризуют подлинно великодушного человека, которому присущи такие черты, как благородство, добросердечие и умение сопереживать чужому горю.
  2. (Великодушие на войне и вопреки всему) Пьер – владелец «одного из лучших состояний в России», но деньги не делают его отрицательным персонажем. Напротив, молодой граф, пускай непрактичный и неуклюжий, остается по-простому добродушным. Он пытается оправдать Наташу перед Андреем Болконским, находит в себе силы простить любовника жены, Долохова, которого сначала ранит на дуэли, а потом переживает за его состояние. Пьер редко ругает своих слуг, великодушно содержит дом для бедных в столице. Во время войны он совершает поистине героические поступки: спасает девочку во время пожара, которая спряталась под скамейкой, защищает женщину от пристающих к ней французских солдат. Пьер, будучи дворянином, мог уехать в безопасное место, но он выбирает другой путь – неравнодушный человек забывает об опасности и помогает тем, кто в этом нуждается. Недаром князь Андрей назвал его «золотым сердцем».
  3. (Как стать великодушным человеком?) В начале романа Андрей Болконский предстает перед читателями строгим и жестким человеком. Он безумно влюбляется в Наташу Ростову, а после ее кратковременного увлечения другим мужчиной категорично называет ее «падшей женщиной», которую он не может простить. Он разрывает помолвку и уходит на фронт, хотя давал клятву, что больше не будет воевать. Во время боя его ранят, и он оказывается рядом со своим соперником – Анатолем Курагиным. Князь не чувствует злорадства, когда тому ампутируют ногу. В сердце героя теперь жалость и любовь, ему хватает духовных сил и великодушия простить тех, кто когда-то его оскорбил и разбил ему сердце. Так, читатель видит духовное перерождение героя, причина которому — зрелость. Андрей переболел злостью и, видя людские страдания, понял, как ошибался, когда ненавидел тех, кто его обидел. Я убеждена, что великодушие приходит к человеку вместе с жизненным опытом.
  4. (Великодушие спасает жизни и остается в памяти навсегда) Одним из самых добрых персонажей в произведении является историческое лицо – великий полководец Михаил Кутузов, которого называют «народным». Он искренне переживает за солдат, у которых нет даже хороших сапог, пытается приободрить своих офицеров добрым словом. Писатель не раз отмечает, что у героя мелькает улыбка, когда он обращается к своим войскам. После Аустерлицкого сражения, которое поразило количеством бессмысленных жертв, Кутузов делает все, чтобы солдаты не стали «пушечным мясом», поэтому он приказывает оставить Москву. Ему, как патриоту, было больно оставлять древнюю столицу Родины, но жизнь рядовых для него была важнее. Великодушие поставило его репутацию и карьеру под удар, зато спасло сотни жизней. Это лучшая награда для благородного и доброго человека, великодушие которого люди помнят до сих пор.

Месть

  1. (Как избавиться от мести) Некоторым героям, чтобы освободиться от гнетущих чувств, пришлось пройти тяжелые моральные испытания. Так, причиной возвращения князя Андрея на места сражений было связано не только с его стремлением защитить родные земли – он мечтал убить Анатоля Курагина, который соблазнял его невесту Наташу. Перед этим он пытался вызвать соперника на дуэль, но тот смог этого избежать. Андрей, человек чести, понимает, что подобное чувство чуждо его трусливому противнику. Герой знает характер Курагина, который сватался к его сестре, оттого он чувствует себя особенного оскорбленным и униженным, и эти эмоции рождают в нем желание мести. Он не может успокоиться и думает лишь о ней, но вскоре встречает врага в госпитале на операционном столе. Анатоль плачет от боли: он лишился ноги. Увидев муки, которые он так желал увидеть, Андрей раскаивается в своем желании и прощает обидчика. Только на войне, видя смерть и горе, он осознал, как глупо думать о личной мести, когда в мире столько страданий и проблем.
  2. (Почему люди начинают мстить) Вендетта была в начале романа у Пьера Безухова. Он узнает об изменах своей жены с приятелем Долоховым, а тот еще и произносит достаточно красноречивый тост, обращаясь к Пьеру: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Герой, выслушав от соперника достаточно колкостей и издевок, вызывает его на дуэль. Кроткий и стеснительный Пьер был доведен Долоховым, который глумился над ним на глазах у всех. Молодой граф признается, что это был опрометчивый поступок, он растерян и не осознает происходящего. Пьер даже находит оправдания для Долохова и плачет, когда ранит его на дуэли. Чувство мести оказалось очень слабым у Пьера и быстро исчезло. Но его причину легко понять: близкие люди переполнили чашу его терпения, предав и осрамив его. Месть за такие издевательства даже сложно осудить.
  3. (Можно ли оправдать месть) Многие люди заблуждаются, считая месть поиском справедливости, но это не так. К примеру, Элен Безухова (в девичестве Курагина) пытается отомстить Пьеру, когда знакомит Наташу и своего повесу-брата Анатоля. Есть ли у Элен объективные причины так поступать? Юная Ростова – чистая и искренняя девушка, очень жизнерадостная и весела, за что ее и любит Пьер. Но Безухова не ревнует: она с первых дней супружества начала изменять мужу, откровенно ему признавалась, что не любит его и не хочет иметь от него детей, ей всегда нужно было лишь его состояние. У Элен холодная, мертвая душа, недаром Толстой сравнивает ее со статуей. Ей нравится плести козни и смотреть, как от ее действий страдают окружающие. Так получается с Наташей: Элен специально сводит ее с Анатолем, оставляет их наедине, помогает брату писать письма для девушки. Если чувство мести обычно рождается из оскорбления, то для Элен все было игрой. Поэтому жестокая женщина в конце произведения не получает счастья, а умирает в муках.

Таким образом, Л. Н. Толстой подводит читателя к мысли, что месть не стоит того, чтобы жертвовать чужими жизнями или своей. Через нравственный рост героев он показывает, что, проявляя великодушие, человек обретает внутреннюю свободу и спокойствие. Так, умирая, князь Андрей чувствует облегчение; Наташа и Пьер, осознав свои чувства друг к другу, живут в счастливом браке; финал мстительных Курагиных оказывается печальным, но он не вызывает жалости.

Автор: Альбина Исмаилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector