Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Так есть»

Рассмотрим стихотворение Зинаиды Николаевны Гиппиус, которое называется «Так есть». Этот автор оставил свой четкий след в творчестве литераторов Серебряного века – она была поэтом, писателем, критиком. Произведение вошло в сборник «Последние стихи»

История создания стихотворения

Стих был закончен в феврале 1918 года и являлся своеобразным отзывом на события, имевшие место в России годом ранее – в 1917 году произошла революция со сменой власти. Тот год стал полным горестей для Зинаиды Николаевны, которая жила в Петербурге в квартире. У них дома иногда собирались представители интеллигентного общества, и они беседовали о политике, о новостях, о событиях. Зинаида и ее муж одобрительно отнеслись к свержению власти. Однако последующие события в корне изменили их представление о новой власти, поскольку раньше не было такого беспредела по всей стране и не было расстрелов интеллигенции. Эти события врезались в память Зинаиды, оставили в ней свой след. И спустя еще год они вместе с мужем уехали из РСФСР.

Эта женщина является весьма неординарной и необычной личностью. Ее уникальность могли понять немногие. Про нее всегда распространялись самые разнообразные слухи. К ней относились по-разному, некоторые думали, что она высокомерна и резка, а некоторые придерживались иного мнения – они считали Зинаиду Гиппиус человеком чутким и благородным.

Однако бесспорным фактом является наличие у Зинаиды Гиппиус особого чутья и развитой интуиции, которые помогали ей распознавать в людях будущих знаменитостей – талантливых писателей и поэтов, например, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама и других, которым она порой давала шанс, помогая начать творческую жизнь.

Жанр, направленность произведения

Стихотворение является лирическим и обладает большой резкостью. Кроме того, в нем заключены мысли писательницы, которые имеют печальный и трагический окрас. По сути, произведение по своей жанровой принадлежности – элегия. Оно написано в символическом жанре, он присущ большинству поэтов этого времени, к ним относилась и З. Гиппиус.

Дмитрий Мережковский со своей супругой Зинаидой Гиппиус оказались практически первыми в этом жанре. Ими была создана и развита концепция этого направления, они обозначили основные принципы. Однако ее ровесники имели иное мнение на счет жанровой принадлежности стихов – так, Лундберг считал, что лирика Зинаиды Гиппиус не имеет красок и что творчество Гиппиус так же далеко от символизма, как и от реализма. Некоторые современники относили ее к религиозному символизму – в этом жанре писатели сочетали свою личную философию с религиозными идеями и догматами.

Рассматриваемое произведение относится к общественной и политической поэзии. Эта направленность характерна для основного творчества Зинаиды Гиппиус.

Размер произведения – шестистопный хорей. Рифма – женская, а рифмовка – смежная.

Композиция

Стихотворение короткое – 4 строчки, однако, это произведение очень мощное, тяжелое по составу, легко звучит, при этом оно правдиво и емко.

Композиция состоит из четырех частей – каждая строка является отдельной частью. Произведение построено на основе приема градации.

Вообще же, стих является философскими мыслями поэтессы. Мысли резко меняются, но последовательно, что говорит о бесстрашной и уверенной личности автора.

Так, в первой строке поэтесса констатирует известный факт – если гаснет свет, то она ничего не видит. То есть, рассуждение идет сначала от понимания обыденного и простого.

Во второй строке говорится тоже об обычной мысли. В слове «зверь» подразумевается человек, который не уважает чувства посторонних людей и живет лишь в соответствии со своими потребностями, которые отнюдь не морально высоки. Герой лирики этими словами ясно показал свою позицию по отношению к таким людям.

В третьей строке автор говорит о том, что он готов защитить своих родных и себя от людей, которые хуже зверей – он готов убивать их. И таких людей в те неспокойные годы, которые «хуже зверя», было очень много.

В последней строке поэтесса выплеснула все то, что накопилось у нее на душе за время революционных событий. Конечно, не одна Зинаида Гиппиус была такой, но именно она кратко и четко, и в то же время емко передала свои волнения в произведении. Эта строка словно отражает взгляды большинства представителей той эпохи, которые торопливо убывали из ставшей им не родной страны России-СССР. Им не дано уже было вернуться в родные края.

Образы и символы

Лирическим героем в произведении является, как и автор, так и социальное общество интеллигентов, и те, кто не хотел таких изменений, кто не желал братоубийства, и те, кто хотел перемен, но не ожидал, что они будут именно такими. По сути, образ лирического героя в произведении является обобщающим и собирательным.

В поэзии Гиппиус политически-общественной направленности трудно рассмотреть символизм, но можно, особенно, если исходить из раннего творчества. И тогда стихотворение становится еще более понятным.

Так, свет является символом правды и миропорядка. Если свет выключен – то порядок перестанет быть таковым. Не будет ясности, утратится смысл всего. Кроме того, свет является символом знаний, без которых правильно воспринимать мир невозможно. Сама поэтесса до последнего хранила надежду на то, что над беспорядками, которые стали обычным делом в новой стране, вновь разольется свет праведности, когда восстановится сама Родина от творящегося в ней хаоса.

Зверь тоже является символом. Он символизирует человека, который просто существует, который ни к чему не стремится и не самосовершенствуется.

Говоря, что, если человек хуже зверя, то она его убивает, Зинаида Гиппиус имела в виду то, что она опасается людей, которые руководствуются лишь своими низкими потребностями и лишены желания совершенствоваться, в то время, как тех, кто как зверь, она еще терпит, просто презирая.

Смерть для поэтессы являлась наиболее положительным вариантом в сложившейся ситуации – она ждала, когда расстанется с бренным и обыденным миром Земли, который оказался вовсе не таким, как она представляла.

Однако в рассматриваемом произведении говорится об иной смерти – о смерти духа, об его упадке из-за безысходности. Последнюю строку можно считать констатацией факта – без родины поэтесса будет жить безразлично. Впрочем, можно считать, что в этой строчке зашифрована готовность поэтессы умереть за свою страну.

Само название произведения является коротким пересказом содержимого стихотворения. В нем прослеживается основная мысль, которая заключена всего в двух словах, которые выражают думы автора насчет того, какой была родина, и какая она теперь.

Темы, проблемы

Основных тем, на которых зиждется все творчество поэтессы всего четыре – темы религии, любви, смерти, человека.

Основная лирика поэта имеет политически-общественную направленность, в ней она часто затрагивает тему человека и ответственности человека за содеянное. Кроме того, имеется любовная тема, которая, однако, идет вместе с темой патриотизма – любовь обращена к Родине.

Изначально Зинаида с Дмитрием Мережковским относились к переменам положительно, они восторгались от них, и они разжигали в них энтузиазм, потому что считали, что перемены приведут к освобождению и демократическому строю. Однако последующие события изменили их взгляды, поскольку были далеки от гуманизма и того, чего они ожидали в качестве последствий. Их положительное видение революции было сломано.

Эти события отразились на творчестве Зинаиды Гиппиус, в них теперь был ясно выраженный гнев и негодование, и теперь Зинаида стала поэтом, который понял «звериную» суть большевиков, которые совершили переворот.

В это же время она в своих произведениях поднимает тему бытия личности и общества в том виде, в каком оно существует на ее время, кроме того, она освещает тему отдельной личности, у которой не получается ужиться с обществом.

Настроение этих произведений патриотическое, по сути, эти стихотворения являются порывом страсти и отчаяния, словно она задает всем вопрос – что они творят?

Основная идея

Весь смысл произведения – трагедия. Поэт резко и порывисто, но в то же время четко высказывает свое мнение на счет происходящих событий – она не смиряется с разрушениями и метаморфозами, которые в то время царили.

Этим стихотворением Гиппиус желает сказать, что обратной дороги нет. Былого не воротить, и нужно прекратить то, что творится, чтобы не стало поздно. Именно это является основной идеей и главной мыслью произведения.

Средства выразительности

Поздняя лирика Гиппиус была уже не настолько легкой, как ранняя, однако она по-прежнему была полна эмоций и глубины интеллекта. В написании своего стихотворении поэтесса использует следующие художественно-выразительные средства и приемы:
Сравнение – человек сравнивается со зверем.
Анафора – все строчки начинаются с союза.
Инверсия, порядок слов во всех строчках изменен.
Произведение написано также по принципу градации, в нем есть параллелизм синтаксиса.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector