Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев)

Многие отечественные писатели смогли завоевать наши сердца, проникнуть к нам в душу. Но никто так не выражал высокие патриотические чувства наших людей как Федор Иванович Тютчев. Он как никто другой мог передать всю красоту нашей необъятной родины, её движение и изменчивость посредством написанных строчек. Одному из таких произведений посвящается данный анализ.

История создания

Данное стихотворение написано поэтом в 1836 году и приходится на второй период, которому присущ синтез одической поэзии XVIII века и романтизма Европы. Именно тогда в произведениях Фёдора Ивановича начинает проглядываться его собственный, оригинальный стиль. Тогда же формируется одна из главных тем всех его произведений – любовь к природе.

Весна для Тютчева не просто ещё один сезон в круглогодичном цикле. Она выступает как вестница перемен: рождения новой жизни, приходящей на смену старой, перерождением природы после долгой и убийственной зимы. Не удивительно, что поэт посвящает множество стихотворений этой теме: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна» и «Зима».

Жанр, направление и размер

С самых первых строк и до конца произведения проносятся перед нами картины борьбы Зимы и Весны, красота одной и враждебность другой. Даже название, прочитав которое мы сразу представляем определённую картину, намекает нам на пейзажную направленность лирики.

Хоть стихотворение и написано простым, даже примитивным языком, сцены, представленные в нём, и описание судьбоносной схватки двух сезонов, отсылают нас к жанру оды, приуроченной к, казалось бы, такой незначительной теме.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмовки. Это, а так же использование мужской и женской, точной и неточной рифмы придаёт творению Тютчева торжественный вид и лёгкость чтения.

Образы и символы

Главными героями стихотворения выступают две противоборствующие стихии – Зима и Весна. Эти образы сопровождают нас на протяжении всего стихотворения. Ведь не зря поэт пишет их с заглавных букв, придавая персонажам индивидуальность, живость и вселяя в них человеческую душу.

За сражением наблюдает сам автор – лирический герой. Он не вмешивается в вековую борьбу, предпочитая занять место зрителя, и позволить времени решить исход битвы. Но, конечно же, как и у любого человека, у него есть свои предпочтения, которые он отдаёт Весне – началу нового, цветущего будущего.

Темы и настроение

Основной темой, пронизывающей всё стихотворение, является естественная природная борьба Зимы и Весны, смерть первой и воцарение второй. Неизбежный проигрыш не пугает Зиму, она продолжает сражаться: отступая и нанося коварные удары юной сопернице: «И, снегу захватя, пустила, убегая …». Но этого не пугает смелую и неотступную Весну, которая, с гордостью выдерживая все удары, непреклонно двигается к своей цели, в конце концов, побеждая обидчицу.

Казалось бы, что столь трагичная сцена будет пропитана скорбью, печалью и тяжелыми философскими мыслями. Но вместо этого в произведении царит поднятое и радостное настроение, вера лирического героя в победу Весенней красоты.

Основная идея

За такими, на первый взгляд, простыми картинами сражения двух стихий, показанными нам, скрывается глубокая и философская главная мысль – противостояние старого и нового, пожилых людей и юношей. В нем побеждает будущее, и это закономерно, естественно.

Столь глубокие размышления наталкивают на определённый смысл таких перемен, происходящих повсеместно: неизбежность локального и мирового прогресса, откидывающего всё ненужное и позабытое и приносящее что-то свежее и лучшее.

Средства художественной выразительности

Композиционно стихотворение построено по кольцевому принципу: начиная с описания прихода долгожданной Весны «Весна в окно стучится …», и заканчивая её неимоверной победой над врагом и приходом цветущего царства.

Произведение так же изобилует множеством тропов. Олицетворение («Зима недаром злится…» и «Весна в окно стучится…»), используемое автором, оживляет героев, приравнивая их людям, благодаря чему приводит читателей к радости, когда юная героиня все же побеждает свою соперницу.

Сравнение Весны с «прекрасным ребёнком» и Зимы со «злой ведьмой» подталкивает читателя к раскрытию основной мысли, показывая девственную красоту нового и её преимущества в сравнении со старым, отжившим прошлым.

Аллитерация помогает создать нужную автору атмосферу: тревожности повторением звука «з», птичьего щебетания благодаря звукам «н», «з» и смеха посредством «х», «щ», «ш».

Автор: Кирилл Смирнов

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector