Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» (А. А. Фет)

Среди множества замечательных имён поэтов хотелось бы особо выделить Афанасия Афанасьевича Фета. Его стихи — об обычных предметах и явлениях природы, кратких чувствах, которые испытывает человек в определенных обстоятельствах. Задачей автора было обнаружить «вечные» чувства в их обыденных проявлениях. Отличным примером послужит произведение «Я пришел к тебе с приветом».

История создания

В 1838 году Афанасий Фет поступает в Московский университет. Именно в студенческие годы начинается его творческая деятельность. Вскоре в журналах начинают появляться самобытные стихотворения, подписанные «А.Фет». В 1843 году журнал «Отечественные записки» публикует стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…».

Поэзии мастера свойственен яркий колорит, образность и пластика. Человек в его стихотворениях изначально устремлён к понятию прекрасного. Но оно для него мгновенно и мимолетно. Красоту надо уметь уловить. Поэтому поэт создаёт короткие стихотворения, так как лирические переживания не могут продолжаться длительно. Эта философия легла в основу концепции чистого искусства, которой придерживался литератор.

Направление, жанр, размер

Афанасий Фет является в литературе проводником поэзии «чистого искусства». Его произведения призваны нести успокоение от злобы дня.

По жанру произведение можно отнести к «лирическому автопортрету», где поэт во всеуслышание провозгласил то, о чём пришёл рассказать в русской поэзии.

Что касается размера, то перед нами ритм, где чередуются ударные и безударные слоги (четырёхстопный хорей), широко распространённый размер в русском стихосложении. Но встречаются и «сверхсхемные» ослабленные ударения, что придаёт ритму особое своеобразие. Перекрёстная рифмовка помогает движению поэтической мысли.

Композиция

Композиционно стихотворение включает в себя четыре строфы (катрены), которые связаны между собой повторяющимся глаголом «рассказать». Используя приём анафоры, поэт как бы создаёт свой «Поэтический манифест», в котором обозначает цели своего творчества.

  1. В первой строфе ведущим является мотив радостного солнечного утра.
  2. Вторая строфа – гимн природе, которая оживает вместе с солнышком.
  3. Третья строфа — о жаждущей счастья влюблённой душе.
  4. Наконец, в четвёртой строфе радостная песня поэта сливается с весельем мира.

Образы и символы

Стихотворение написано от первого лица, что характерно для творчества мастера. Душа Афанасия Фета в стихотворении открыта читателю. Образ лирического героя сливается с образом автора. Его лирическое «я» как бы растворено в страстном желании вновь увидеть возлюбленную и вместе с ней насладиться красотами природы и окружающего мира.

А. Фет тонко улавливает незначительные на первый взгляд детали, его стихотворение лаконично, но отличается глубоким психологизмом. И если попытаться раскрыть содержание – до конца не получится, так как поэзия ускользает от восторженных истолкований.

Важным образом в стихотворении выступает Весна. Это символ всего нового, свежего, что рождает светлые и радостные желания.

Темы и проблемы

В небольшом по объёму произведении автор сумел обозначить основные темы своего творчества.

У Фета было своё собственное представление о назначении поэта. Он предлагает собственную программу поэтического действия в лирике. Именно эта серьёзная проблема, проблема творчества, решается в стихотворении.

Одной из важных тем в творчестве поэта и в данном произведении является тема любви. Создавая поэзию, которая должна уводить в мир чистой красоты, Фет воспел любовь, лишённую конфликтов. Любить для поэта – значит смеяться смехом величественной радости. Стихотворение рассказывает о любви жизнерадостной, чистой, торжествующей. Это трогательный, гармонический союз двух сердец. Для Фета женщина – проявление высшей красоты мира. Особенность понимания чувства любви для автора заключается в восприятии её как таинственной связи родственных душ.

Тема любви сливается с темой природы. И это не случайно, ведь мастер является её вдохновенным певцом. Фет изображает пейзажи в идеальном, очищенном виде, созерцает ее эстетически. В этом стихотворении песнь любви сливается с гимном природе.

Стихотворение можно отнести и к философской лирике, так как любовь к женщине, восхищение природой – те необходимые составляющие, без которых счастливую жизнь человека сложно себе представить.

Смысл стихотворения

Центральным образом стихотворения является Весна. Идея заключается в том, чтобы через это время года выразить сущность бытия каждого человека. Жизнь человека быстротечна и складывается по-разному. Но каждый верит в то, что в его судьбе обязательно наступит Весна – символ счастья и обновления всего живого на земле. Так хочется дольше сохранить это весеннее настроение, радость, свежесть, благоухание. Не об этом ли должен слагать стихи поэт?

«Весеннее чувство» становится сердцевиной фетовского творчества. Холоду существования реальной жизни автор противопоставляет высокое наслаждение жизнью, где свободно могла проявиться душа поэта. Это и есть основная мысль произведения.

Средства художественной выразительности

Своеобразная художественная манера Фета проявляется в богатстве сменяемых настроений, ведущее место среди которых занимают радость и веселье.

Стремясь к необычной поэтической речи, поэт насыщает её яркими эпитетами: «горячим» светом, жаждой «весенней». В роли эпитетов выступают определительные местоимения: «весь» лес, веткой «каждой», «каждой» птицей, которые позволяют рассмотреть и представить лес во всём его многообразии растений и птиц.

В создании поэтической картины участвуют олицетворения: «солнце встало», «лес проснулся».

Метафора, употребленная в первой строфе стихотворения, передаёт радостное настроение, присущее человеку солнечным утром («оно горячим светом по листам затрепетало»). А в третьей строфе особое состояние счастья влюблённой души создаётся с помощью метафоры «душа всё так же счастью и тебе служить готова».

Для создания радостного, торжественного настроения важна ненавязчивая аллитерация (повтор согласного звука «в»). Благодаря его повторению в разных словах, создаётся умиротворённая картина красоты природы и счастья в человеческих отношениях («приветом», «встало», «светом», «веткой», «весенней», «вчера», «снова», «весельем веет»).

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector