Анализ стихотворения «Приговор» («И упало каменное слово», А. А. Ахматова)
Анна Андреевна Ахматова — выдающаяся фигура в литераторского мире, великая поэтесса 20 века. Она жила и творила в очень тяжелое время — эпоха репрессий и гонений. Ее семья сполна ощутила на себе весь ужас того времени, но больше всего пришлось пережить самой Анне Андреевне.
Содержание:
История создания
В 1938 году Ахматова узнает о том, что расстреляем ее бывший муж, Николай Гумилёв, отец ее единственного сына — Льва. Не успев оправиться после столь сильного эмоционального потрясения, женщина получает ещё один «удар». В 1939 году Анна Андреевна окончательно поняла, что не увидит сына минимум 5 лет, которые Лев проведёт в ссылке за ложное обвинение.
Сама поэтесса понимала, что ей нужно как-то защититься от всей этой скверны, быть сильной, хоть и судьба всячески пытается доказать ей то, что передряги и испытания не прекратятся. Осознание необходимости становится сильной и волевой заставило ее задуматься над тем, что стать такой можно только с черствой душой, холодным сердцем и рассудком. Именно тогда Ахматова и пишет свой «Приговор», который, словно камень, падает на ее «ещё живую грудь».
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
Композиция
Стихотворение «Приговор» состоит из 3 четверостиший. Композиция стихотворения весьма интересна: каждая строфа — новая лирическая героиня.
- В первом четверостишии лирическая героиня живая, ранимая и чувственная. Она совершенно не знает, как будет справляться с приговором — «справлюсь с этим как-нибудь».
- Во второй строфе она уже совершенно иная — говорит о том, что следует сделать, чтобы стать сильной, чтобы «снова научиться жизнь». Женщина приходит к выводу, что следует сделать душу каменной и черствой, именно это поможет жить.
- Третье четверостишие усиливает второе, Ахматова описывает альтернативный вариант будущего — будущее, в котором сердце и душа полны эмоций. Для неё альтернатива — «светлый день и опустелый дом». Стоит только догадываться, о каком опустелом доме говорит поэтесса: сравнивает ли она его с одиночеством, а может и вовсе со смертью, поэтому дом будет полностью пустым.
Образы и символы
- Главный образ в стихотворении — образ лирической героини, которая меняется по мере повествования. Из непосредственной и эмоциональной парадигмы мышления она переходит в скупую на эмоции и чёрствую манеру восприятия мира.
- Стихотворение наполнено разными символами. Например, символ прошлой жизни героини — «живая грудь», свободная чувствовать и переживать.
- Символами будущего является окаменелая душа и беспамятство, ведь именно это, по мнению Ахматовой, поможет «снова научиться жить».
- Образ одиночества для автора — пустой дом и светлый летний день, в котором нет никого.
Система образов в стихотворении направлена на то, чтобы читатели постпредством символа мог понять поэтессу, разделить вместе с ней, казалось бы, глубоко личные и даже несколько интимные переживания.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.
Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.
Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.
Смысл
Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.
Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.
Средства художественной выразительности
Маленькое по объёму стихотворение Ахматовой изобилует эпитетами: каменное слово, живая грудь, горячий шелест лета, светлый день, опустелый дом. Все эти изобразительные средства создают некую образность и поэтичность обстановки, указывают на ранимость души лирической героини.
Также в тексте стихотворения мы встречаем броское сравнение — «словно праздник за моим окном». В данном случае праздник — не что иное, как обычный летний день, не лишенный звуков и мелодий. Высокой образностью пронизаны строки «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела». Эти слова невероятно точно и наиболее полно описывают то, как можно справиться со страданием и научиться жить по-новому.
Автор: Игорь Васильев