Анализ стихотворения Пастернака «Весна» (1918 г.)

Борис Леонидович Пастернак – один из наиболее выдающихся, известных и признанных поэтов XX века. Лишь пять русских писателей были удостоены Нобелевской премии и Пастернак – в их числе. Борис Леонидович родился 29 января 1890 года в Москве в семье творческих людей, глубоко уважающих искусство. Отец будущего поэта был художником, а мать – пианисткой. Возможно, именно это окружение, способное по-настоящему оценить творческие достижения даже на начальном этапе литературной карьеры, помогло тогда ещё юному Пастернаку в полной мере раскрыть свой талант.

История создания

Пастернак написал «Весну» в 1918 году, когда ему было всего 28 лет. Он с восторгом принял Февральскую революцию, хотя кризис временного правительства и всеобщий государственный распад вызывали у него явную неприязнь. Борис Пастернак относился к Революции, как к «Великой хирургии», где доведение до конца так давно и славно начатого дела – просто необходимое и единственное верное решение. Несмотря на потери, которые при этом может понести народ и государство. Так он думал примерно до лета 1918 года. Тогда Борис Леонтьевич, ещё молодой и пылкий, начал распознавать сущность новой власти раньше многих других. Он вынужден был просиживать положенное время в редакционных изданиях и получать за это мизерный паёк, для него это практически невыносимо. Но выбирать не приходится.

Спустя три года после опубликования «Весны», родители и сёстры Пастернака, по личному ходатайству А.В. Луначарского, покинут страну и отбудут в Германию для проведения сложной операции отцу семейства. Но после выздоровления Леонида Осиповича Пастернака, в СССР семья поэта так и не вернётся.

Революция для молодого Пастернака – стихийное, иррациональное, но абсолютно неизбежное явление, к которому автор относится фаталистически, что роднит его с Блоком, Ахматовой и Цветаевой. Юный Пастернак готов был многое прощать новой власти за внедрение новых позитивных программ.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Весна» написано шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Привлекает внимание сочетание неточных и нестандартных рифм в первой строфе с точными и довольно стандартными во второй.

Жанр стихотворения – элегия, для которой характерны особая интимность, постоянно присутствующие мотивы разочарования и одиночества, бренности жизни.

Образы и символы

  1. Центральный образ стихотворения – это сам лирический герой, которого окружают образы и реальные вещи, но он остается одиноким среди «тысяч шумных глаз». Автор испытывает сложные чувства, его пугает даль, ему дом кажется боящимся упасть, воздух он странно сравнивает с «узелком с бельем». Так он рисует образ улицы, которую он наделяет пугающими чертами. Все эти олицетворения и метафоры свидетельствуют о страхе человека перед будущим, перед своей страной, которую он прекрасно знает, как и эту улицу, но уже не узнает. Герой напуган, каждая деталь говорит о его смятении. Болезненность и навязчивость своего состояния он передает, сравнивая саму атмосферу с узелком изможденного больничного пациента.
  2. Второй зримый образ – это пустой и грустный вечер, который предстоит провести поэту в одиночестве. Он явственно ощущает равнодушие и отчужденность всех этих людей, окружающих его по нелепой случайности. Они все напряженно ждут чего-то от этого вечера, от этой жизни, но чего – они не знают сами, поэтому их взоры лишены выражения.

Темы и настроения

Фатализм в творчестве раннего Пастернака – его составная, если не основная тема. Завершение одного жизненного этапа и начало нового, а кроме того – полное смирение и осознание автором невозможности изменить течение жизни. Поэт смиряется с тягостным ожиданием, страхом и напряженностью революционного лихолетья, как и множество «шумных глаз», которые, видимо, раскрываются так широко, что Борису Леонидовичу невольно пришла ассоциация с шумом. Как будто глаза беззвучно кричат. Так тонко и метафорично раскрывается тема ожидания перемен.

Автор не приукрашивает быт 18 года, он передаёт непонимание и смуту, возникшую в головах людей, ещё вчера требовавших революционных свершений. Пастернак уже мысленно разделяет революцию и большевизм. Революция, которая должна нести с собой новизну, любовь, молодость, перемены к лучшему, страсть, вдохновение, по факту, приносит ещё и голод, смерть, нищету и беззаконие. И поэт уже чувствует надвигающуюся катастрофу. Так своеобразно он раскрывает тему революции, и в его трактовке чувствуется надвигающееся разочарование.

Идея

Смысл этого короткого, но ёмкого произведения не в журчании ручейков и постукивании капели, не в сладком пении птиц и таяние снегов. Для автора это сложный период непонимания происходящего, метания, как в мыслях, так и в толпе, поисков чего-то нового и разочарования в прошлых убеждениях. В изящных строках Пастернак передает исчерпывающую характеристику своего времени – напряженное и томительное ожидание, сопряженное со страхом.

В каждой строке стихотворения прослеживается основная мысль – непонимание происходящего, но и отсутствие попыток что-либо поменять: лишь отстранённость, безвольное наблюдение и полная опустошённость.

Средства художественной выразительности

В «Весне» автор использует небольшое количество тропов. Здесь, в основном, прослеживаются метафоры («воздух синь, как узелок с бельем») и олицетворения («тополь удивлен», «дом упасть боится»).

Пастернак, с помощью сравнений и пояснений, пытается показать своё отношение к происходящему и то, как он видит отношение окружающих к тому, что творится вокруг. Даже весенний тополь «удивлён» тому, как выглядят последствия столь ожидаемой и желанной революции.

Автор: Константин Лукановский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector