Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Судьба отечественного поэта советской эпохи Николая Алексеевича Заболоцкого была очень непростой. На его творчестве сказался тяжелый период жизни – время, проведенное в ссылках и исправительно-трудовых лагерях. Оно придало его сочинениям оттенок суровости и грусти.
Поэт состоял в Союзе писателей и создал большое число прекрасных стихов. Он наполнил их философскими размышлениями о смысле человеческого существования, мудростью, лиричностью.
Кроме того, что Заболоцкий – автор множества стихов, мы знаем также, что он был известным переводчиком.
Одна из наиболее известных поэтических работ автора – стих «Некрасивая девочка». В нем поэт затронул актуальные в жизни каждого человека темы и проблемы. На нашем сайте Литерагуру представлен анализ этого произведения по плану.
Содержание:
История создания
Поводом к написанию стихотворения «Некрасивая девочка» стала простая обыденная ситуация в одном московском дворике, которая привлекла внимание Заболоцкого. Во дворе играли ребятишки. В их компании особенно бросалась в глаза маленькая девчушка. Ее личико было некрасивым. Но наблюдательного поэта поразило, насколько сильно контрастировали неприглядный внешний вид малышки и ее по-особенному привлекательная душевная красота.
Для поэта 1955 г. стал очень непростым. У него сильно пошатнулось здоровье, этому виной, конечно же, были сталинские лагеря, где Заболоцкий получил хронические заболевания. А самое сильное потрясение мужчина испытал, когда его жена Екатерина Клыкова ушла к любовнику. Но точка в их отношениях не была поставлена. Женщина через некоторое время воротилась к нему, хотя на тот момент Заболоцкий уже создал новую семью. Семейные разборки ухудшили и без того слабое здоровье поэта, спровоцировали инфаркт. В 1957 г. у него случился повторный инфаркт, завершившийся фатальным исходом. Выбранное нами произведение относится к позднему периоду творчества Заболоцкого. Оно одно из последних его сочинений. Популярность и известность поэту оно принесет уже после его ухода, когда начнется хрущевская оттепель и будут публиковаться его прекрасные стихи.
Жанр, размер, направление
Стих «Некрасивая девочка» относится к жанру элегии. Настроение произведения печальное, кроме того, в нем автор рассуждает о важных понятиях в философии и актуальных житейских вопросах. Размышления поэта очень изящно переплетаются с лиричностью и эмоциональным фоном.
Стих написан в пятистопном ямбе. В нем употреблено несколько типов рифмовок, но предпочтение Заболоцкий отдал кольцевой рифме.
Автор писал в направлении модернизма, но его творческие работы отличались от произведений других модернистов тем, что в них на первом месте были философские идеи и разумные, мудрые размышления над этими идеями, над нравственными и духовными ценностями людей и общества в целом. Можно утверждать, что стих «Некрасивая девочка» относится к философской лирике.
Смысл заголовка
В названии произведения заключена его основная мысль, а также оно отражает его проблематику. Прочитав стих, большинство, возможно, выразят согласие с мнением Заболоцкого, что человека гораздо больше украшает не красивая внешность, а его внутренняя, душевная красота, и что она намного важнее и привлекательнее.
Но даже если мы будем солидарны с точкой зрения поэта, будем понимать основную идею произведения, увидев впервые эту малышку невзрачной наружности, мы про себя подумаем «некрасивая девочка». Таким будет наше впечатление о ней, и его никак не изменить. Хоть нам часто говорят, что нужно ценить, любить, уважать человека за качества внутренние.
Образы и символика
Главным образом в произведении Заболоцкого является сама «некрасивая девочка». Малышка похожа на лягушонка, потому что у нее длинный рот, неровные зубки, острые и неприглядные контуры лица. Девочка не похожа на других ребятишек, она очень жизнерадостна и незлобива. У малышки нет чувства зависти к чужим велосипедам. Она открыто и искренне радуется за других, в данном случае, за мальчишек, получивших велосипеды. И для нее счастье ребят становится и ее счастьем. Девочку делают счастливой не возможность обладать чем-либо, а даже самые незначительные жизненные моменты, ведь в них обычно находится множество поводов для радости, улыбок.
Поэту небезразлична судьба маленькой девочки, он опасается, что, взрослея, она осознает, что некрасивая, и в ее сердечке появятся зависть и озлобленность по отношению к красивым девочкам, обида на судьбу, за то, что обделила ее красотой.
Но поэт надеется на то, что чистота ее души, которая горит внутри ярким пламенем, преодолеет ее боль и обиду. Именно пламень души является образом стремления, источником харизмы героини.
Эта особенная душевность девочки, позволяет автору выделить ее из компании игравших детей. Заболоцкий говорит об изящности малышки, которую придает ей «младенческая грация души».
В финале стихотворения поэт рассуждает, что же такое красота: пустой сосуд, то есть лишь красивая оболочка, или настоящая красота – огонь, которые мерцает в этом сосуде? Пустота не может быть реальной красотой, значит, можно прийти к выводу, что истинная красота в человеке – красота духовная, внутренняя.
Также мы видим в произведении образ лирического героя, чувствительного и мудрого человека. Но настрой его не слишком оптимистичен. Герой только хочет верить в то, что чистый огонь ее души с годами не потускнеет, он не ведает, как все будет в действительности. И герой стремится сделать общество для малышки более добрым, мудрым, готовым принять ее такой, какая она есть. Он стремится убедить нас в том, что пустой сосуд – это лишь оболочка для красоты, а сама красота внутри сосуда.
Тематика, проблематика, настрой
Центральная тема стиха «Некрасивая девочка» – тема духовной красоты человека. Эта красота в людях является более важной, важней, чем внешняя. Ведь если человек красив внешне, то это не значит, что он имеет прекрасные внутренние качества. Бывает, что красивая оболочка скрывает пустоту, является ширмой, и мы сразу не можем разглядеть, красив ли внутренний мир человека, какими положительными качествами он обладает. Огонь, который мерцает в сосуде, является более ценным, нежели сам сосуд. Потому что у каждого свое понимание красоты, у всех разные вкусы, и оценивание внешности будет носить необъективный относительный характер. А высокие нравственные черты всегда ценились в людях.
Основной проблемой в анализируемом нами стихотворении является воздействие эталонов красоты на общество. Было много вопросов, размышлений и споров о красоте еще в античном мире, эту тему поднимали греческие и римские мыслители, литераторы, люди искусства. Проблема красоты, эстетики является актуальной во все времена. Ее стандарты постепенно претерпевают изменения, содержание этого понятия не одинаково даже у разных общественных сословий. Например, в светском российском обществе дореволюционной эпохи красавицей считалась худенькая, бледная девушка, изящная, романтичная, утонченная натура. В крестьянской среде, в деревнях было иное, отличное от светского, представление о красоте. Красавицей считалась полная, сильная, румяная девушка. О ней говорили «дородная», «кровь с молоком», «плывет, как лебедушка». Она должна была выполнять все тяжелые крестьянские работы, рожать здоровых детей. И поэтому в аристократической среде и крестьянской подходы к определению красоты были разными. И в любом случае, если человек не соответствовал общепринятому эталону, он становился изгоем. Эта проблема порождает и еще одну: в обществе судят о людях по их внешним данным. И если их внешность отличается от установленных обществом стандартов, над ними начинают насмехаться, унижать их, третировать. Аналогичные ситуации случаются в школах, например. Такое положение вещей разочаровывает и огорчает Заболоцкого, поэтому в финале стихотворения звучит риторический вопрос – что же такое красота: сосуд или огонь, который в нем мерцает? Эти строки в произведении являются ключевыми.
Наблюдая за девочкой, автор предается размышлениям о ее внешнем виде и о том, как может сложиться ее судьба.
Первая часть стиха посвящена описанию внешнего вида малышки, которая, на первый взгляд, не обладает броской красотой. Но детишки такого возраста еще не сильно акцентируют свое внимание на особенностях внешности окружающих. Невзрачному облику девочки Заболоцкий противопоставил ее богатый духовный мир. Она воспринимает чужую радость, как свою, не завидует и не злится по этому поводу. Из этого возникает еще одна тема стихотворения – автор сравнивает внешнее и внутреннее содержание, противопоставляет их.
В другой части текста поэт размышляет о взрослении героини. Он говорит о том, что когда над подрастающей девочкой начнут насмехаться ее ровесники, она может озлобиться, в ее душе появится чувство зависти и обиды на весь мир. Заболоцкий затрагивает и проблему агрессивности в подростковой среде, что сверстники дадут понять героине, что в отличие от них она выглядит «дурнушкой». Их безжалостная оценка приведет к тому, что девочка станет считать себя неполноценной, ущербной.
Но в душе автор надеется, что все-таки чистое пламя ее души поможет ей преодолеть героине все жизненные трудности, не сломиться под нападками и травлей окружающих, что ее благородное сердце будет мужественным и исполненным силы противостоять всему плохому.
В стихотворении мы видим несколько настроений. В начале мы ощущаем радостный, оптимистический настрой, потом он становится тревожным за судьбу ребенка, а в конце текста появляется надежда, что окружающие все же разглядят за неброской внешностью ее богатый духовный мир – огонь внутри не самого красивого сосуда и дадут ему достойную оценку.
Основная мысль, идея
Центральной мыслью произведения является подведение автором своих читателей к размышлению о смысле самой красоты. Заболоцкий считает, что красота, это то, что заметно не сразу, не то, что яркое и броское, а что увидишь только при внимательном рассмотрении. Он сравнивает с огнем, мерцающим в сосуде. Малышка обратила на себя внимание поэта не привлекательной наружностью, а «младенческой грацией души». Автор надеется, что героиня не расплескает свое духовное богатство и не прогнется под градом насмешек и унижений.
Заболоцкий хочет сказать всем, что какой бы ни была яркой и броской красота внешнего облика человека, его красота внутренняя, духовная все равно важнее и ценнее. Только внутреннее наполнение может повлиять на нашу внешность, сделать ее особенно привлекательной, придать определенную харизму и загадочность человеческой личности, индивидуальность и очаровательность.
Чему учит произведение?
Стихотворение Заболоцкого призывает не судить человека сразу по его наружности, так как внешнее впечатление зачастую бывает обманчивым, потому что даже за самой, казалось бы непривлекательной, отталкивающей внешностью может скрываться очень ранимая, добрая, светлая и широкая душа.
Анализируемое нами стихотворение побуждает читателей поразмыслить о том, что в детской среде не так много обращается внимания на внутренние качества, а больше судят по внешнему виду, по причине возрастных особенностей и неумения понимать то, что сокрыто от детских глаз. Отсюда следует, что родители и другие взрослые люди должны постараться донести до сознания каждого ребенка, что в любом человеке душевные качества и черты человека гораздо важнее яркой и изящной внешности.
Выразительные средства
В своем стихотворении Заболоцкий употребляет большое количество эпитетов, особенно когда описывает маленькую героиню, например: «бедная дурнушка», «худая рубашонка» и иные. С их помощью перед читателем возникает более отчетливо образ невзрачной малышки.
Кроме эпитетов, сравнение в тексте тоже есть: «Она напоминает лягушонка».
Также в произведении имеются и метафоры. С их помощью автор описывает духовную красоту героини: «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души» или «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль один переболит».
Особую эмоциональность и философский настрой придают стиху и риторические вопросы: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»