Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана»
Наиболее ярким и незаурядным отечественным литератором двадцатого столетия является известный многим читателям поэт Н.А. Заболоцкий. Его произведения отличаются от сочинений современников серьезной философской тематикой, глубиной размышлений над непростыми актуальными вопросами на любом творческом периоде. Все творчество Заболоцкого можно разделить на конкретные этапы. 1938 г. становится очень трудным для Николая Алексеевича. Его сочинения стали подвергать жестокой критике и травле в средствах массовой информации, а самого поэта арестовали за антисоветчину и сослали на 5 лет. С 1943 г. в жизни автора начинается новый биографический и творческий этап. Одно из его сочинений этого периода – 1940 –1950г. – стихотворение «Где-то в поле возле Магадана». На нашем сайте представлен анализ этого уникального литературного шедевра по плану. Более подробный разбор произведения предоставит возможность понять его смысл и рассмотреть все художественные тропы и приемы, употребленные поэтом в тексте.
Содержание:
История создания
Работа над анализируемым стихотворением его автором Николаем Заболоцким была окончена в 1956 году, когда в Советском союзе начиналась пора, прозванная хрущевской оттепелью. Благодаря этому диссидентское движение начинает получать большую свободу, нежели раньше, люди могут свободнее высказываться, не опасаясь неприятных последствий. Помимо этого, во время хрущевской оттепели ослаб контроль цензуры над литературным творчеством, благодаря чему литература той поры стала стремительно развиваться.
Сам поэт, заканчивая это произведение, отбывал срок в ссылке в Сибири, на Алтае. Причиной его осуждения стало несправедливое обвинение. Поэтому автор обогатил и расширил границы своего творчества тюремной атмосферой и темой. Заболоцкого реабилитировали уже посмертно, с него сняли все подозрения.
В этом стихотворении поэт не пересказывает свою историю отбытия заключения в ссылке, а показывает общую картину того, что тянулось следом за репрессиями сталинской поры – это страдания и горе людей, попавших под машину тоталитарного режима. Заболоцкий не стал в качестве основы показывать свой опыт попадания под этот механизм и опыт нахождения в исправительно-трудовом лагере, так как в этом случае его стихотворение не было бы пропущено в печать цензурой. Литература в ту пору играла более важную роль в обществе, и государство не могло допустить, чтобы через нее общественная уверенность в нем пошатнулась. По этой же причине в литературе замалчивались темы репрессий. Только с приходом хрущевской оттепели в литературной среде ослабел нажим цензуры.
Жанр, направление, размер
Рассматриваемое произведение относится к гражданской лирике, причем, это стихотворение – эпическое, так как его сюжет основан на истории и построен в соответствии с каноничной хронологической последовательностью.
По размеру произведение – это хорей, в котором применяется перекрестная рифмовка, которая, в свою очередь, чередуется то мужской, то женской рифмой.
Само по себе творчество поэта относится к реализму, так как в нем нам представлены моменты из истории, безо всяких приукрашиваний.
Смысл заголовка
Несмотря на то, что сам Заболоцкий отбывал свой срок в трудовых колониях алтайского края, он в своих произведениях называет Колыму. Колыма стала нарицательным названием и имела крайне негативную репутацию. Но не просто так. На Колыме было не только тяжело работать, но и просто жить – это крайне суровый в плане места проживания край, не говоря уже о месте для проведения каторжных работ. Там всегда были проблемы с пищей, в связи с чем обитатели этого края ели все, что можно было. В основном, это была крайне непитательная пища.
. В совокупности этих факторов Колыма была местом, где смерть репрессированных стала рекордной.
А если не брать во внимание вышеизложенное, то Колыма – это исторический край, который находится на северо-востоке России, и в его состав входит Магаданская область и несколько районов республики Саха.
Образы и символика
Сюжет текста завязан на жизни двух персонажей, которых сам поэт в своем произведении называет несчастными русскими стариками. Они же являются лирическими героями стихотворения. Старики-каторжники противопоставлены остальному миру, и сам автор им активно сопереживает и сочувствует. Эти заключенные явно осуждены по политическим статьям, ведь им приходится спасаться от других осужденных, от воров и прочих бандитов, которым они тоже противопоставлены. То есть, эти двое не относятся к блатной касте, они ее избегают. Судьба забросила этих пожилых мужчин далеко, в самый отдаленный и глухой угол Союза, где их сравняли с убийцами, ворами, насильниками и прочим отрепьем. Они не бандиты, они теперь жертвы власти, и не имеют никакого влияния на свою судьбу, больше старики ей не распоряжаются. Все, что мужчинам остается – просто идти вслед за санями-розвальнями. И похоже, что эти двое – отнюдь не пожилые, герои еще вполне молоды, однако жизнь на Колыме сделала из них стариков.
Судя по всему, эти два героя – из простых смертных, типичные представители обычного народа. В их воспоминаниях нам предстают деревенские хаты, а не богатые дома, они снедаемы тоской по своим родным и близким. О чем поэт пишет прямо – «вся душа у них перегорела». Из-за постоянных работ на износ ссыльные стали вечно усталыми, они сгорбились и осунулись, и единственное, что освобождает их от этой обстановки – дрема.
Земли магаданского края издавна стали синонимом к таким понятиям, как мука, горе, тяготы, боль, как душевная, так и физическая. И поэтому, несмотря на ссылку в сибирские края, поэт описывает читателю именно Колыму. Колыма символизирует все вышеперечисленное.
Автор подбирал слова, которые в большей мере приближают читателя к реальности именно той эпохи. Например, слова-архаизмы, ныне устаревшие и не употребляющиеся в речи – «околодок», то есть, «медпункт», «бушлат», в качестве повинности, освобождавшей временно от нахождения в лагере – наряд в город за мукой. У солдат, охраняющих зэков, луженые глотки, и благодаря этому и без того мрачная атмосфера еще больше нагнетается.
Ведущая роль в стихотворении отведена природе, которую автор рассматривал как образ мироздания, в котором сокрыто множество жизненных тайн. Но природа тоже нагнетает обстановку, она выглядит равнодушной по отношению к двум лирическим героям. Звезды символизируют свободу, причем, религиозную, и противопоставляются человеку – они больше не смотрят на него, чтобы с ним не стало. Ведь люди сами лишились свободы, загнав себя в надуманные рамки и ограничения. Они уничтожают себе подобных, не живут по законам мироздания и не руководствуются здравым смыслом. Свет звезд холоден и безразличен к человеческой трагедии.
По этой же причине сама природа равнодушна – люди ее не чувствуют и не слышат, все больше лишая себя свободы, окунаясь в атмосферу несвободы и угнетенности.
Темы, настроение и проблемы, затронутые в произведении
Тема, которой посвящено стихотворение – тюремная жизнь в трудовом лагере для заключенных. Автор показывает читателю, какая жизнь там, за колючей проволокой с вышками, с автоматчиками. Жизнь эта несправедлива, она наполнена угнетением. В качестве основной темы выступает описание бытия двух несчастных, оказавшихся по ту сторону забора с вышками. Они еще и безвинно осужденные. Персонажи попали в трудную ситуацию – ведь они не могут ни к кому примкнуть, ни к криминальному миру, бандитам, ни к охраняющим их солдатам. Люди построили свой мир, и строился он на насилии и страданиях, которые не всякая душа может принять и выдержать.
Имеет место быть тема несправедливости, тем более что сам поэт был как раз в таком положении – несправедливо осужденным. Заболоцкого терзала тоска по родне, он вспоминал свой дом и царивший там уют, а от непосильной работы поэт горбился, Кроме того, ему приходилось существовать впроголодь, спасаться от бандитов, спать на улице в буран. Из-за этого Заболоцкий рано состарился, то есть выглядел гораздо старше своих лет. Его вина, если и имелась, то явно не заслуживала такого искупления. И в образе лирических героев он показал не только себя. Таких, как он, было много. Тех, кто стал жертвой репрессий во время культа личности вождя. В то время не было человечности в людях, и на Колыму, и в другие суровые места, подобные ей, было сослано большое число граждан, не только людей, чья жизнь была непосредственно связана с творчеством.
Тема сна раскрывается просто – во сне заключенные освобождаются от всего того, чем они были обременены.
Настрой в стихотворении грустный и печальный – люди, эти двое героев еще относительно молодых, но уже изможденных непосильной работой и жуткими условиями существования людей, оказались в полностью безвыходной ситуации. Ведь им больше ничего не остается, кроме как работать и мучительно чахнуть в невыносимых условиях. А бежать бессмысленно, беглецов ждет либо гибель в холодных пустошах, либо поимка и надбавка к сроку заключения в тех же суровых местах.
Главная мысль, идея
Смысл произведения заключается в том, что тюрьма и лагерная жизнь – это неправильно в том виде, в каком оно есть. Но все не просто так – люди ушли от своей праматери – природы и перестали развиваться так, как должно было быть. Они опозорились, сделав с собой это, и теперь природа отвернулась от них.
Главной мыслью в произведении является сочувствие к тем, кто попал в тюрьму или ссылку, подобно самому автору. И, кроме того, в нем Заболоцкий осуждает тюремную жизнь.
Чему учит стих?
В рассматриваемом произведении поэт хочет заставить общество поразмышлять о тяжелой участи граждан, оказавшихся в исправительно-трудовых лагерях по наветам и не относящихся к криминальному миру. Он весьма реалистично описывает удручающие условия сибирских лагерей, не преувеличивая их суровость и мрачность и не сглаживая их. Пожилые каторжники вызвались отправиться по бескрайним пустынным землям Магаданского края с целью хотя бы на короткое время покинуть лагерь, побыть на свободе, отдохнуть от мрачной каторжной действительности. Все их мысли о доме и родных. Старики устали, они тоскуют. Души несчастных перегоревшие.
Николай Алексеевич говорит своим современникам и будущим поколениям, что нужно помнить о прошлых ошибках и стараться не допустить несправедливости, беззакония, потому что в противном случае жертвой произвола может стать любой из нас.
Художественные средства
В тексте поэт употребляет много разных выразительных средств и тропов, которые помогают ему создать картину ужасающей лагерной действительности, показать нравственные и физические терзания и мучения несправедливо осужденных и сосланных на Колыму людей.
- Эпитеты – «мерзлый туман», «луженые глотки», «воровская шайка», «несчастные старики», «родимые хаты», «дивная мистерия», «сладкая дремота» и другие.
- Олицетворения – «посвистывала вьюга», «обняла дремота,… рыдая, повела».
- Инверсии – «шли они», «сели старики», «кончилась работа» и так далее.
- Метафоры – «душа перегорела», «усталость… снедала душу их», «дивная мистерия вселенной шла в театре северных светил» и иные.
В тексте Заболоцкий употребил в основном нейтральную лексику, но встречаются и слова возвышенного лексикона, например, «дивная мистерия», и даже лагерные жаргоны. Так с помощью всех используемых спецсредств поэт нарисовал довольно реалистично мрачное полотно человеческой трагедии — загубленные жизни и смерть несчастных пожилых людей на чужбине посреди равнодушной и холодной к их страданиям и мытарствам величавой северной природы.