Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»
Жизнь выдающегося отечественного литератора-классика Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, но яркой. Талантливый автор оставил нам в наследство гениальные творения, в каждое из которых он вложил частицу своей загадочной русской души. Жил Михаил Юрьевич в эпоху правления Николая Первого. Николаевская Россия – страна контрастов, в ней блистательные балы соседствовали с жестокостью крепостного права, а прогрессивные идеи – с всепоглощающей цензурой. Неудивительно, что именно в это время и рождается стихотворение «Прощай, немытая Россия», которое становится и криком души, и отражением глубокого внутреннего конфликта человека, задыхающегося в душной атмосфере самодержавного гнета. Одни видят в нем проявление патриотизма, другие – оскорбление Родины. Попробуем понять, что же подтолкнуло поэта к такому резкому, неприязненному высказыванию, и почему это стихотворение, написанное почти два века назад, до сих пор вызывает бурные споры и такие разноречивые толкования?
Содержание:
История создания
История возникновения стихотворения «Прощай, немытая Россия» окутана тайной и даже в настоящее время вызывает неоднозначность мнений в литературных кругах. Отсутствие неопровержимых, твердых доказательств авторства Лермонтова и контраст содержания стихотворения с другими его произведениями делают вопрос об его принадлежности к творчеству поэта до сих пор открытым для дискуссий. Перечислим некоторые детали, вызывающие сомнения критиков и специалистов разных эпох в том, что именно Михаил Юрьевич является автором этого сочинения:
- Неопределенность с датой создания. Есть две основные версии: май 1840 года (перед самой ссылкой на Кавказ) или 1841 год (перед отъездом из Петербурга после окончания двухмесячного отпуска). Отсутствие точных данных о дате написания сеет сомнения в авторстве.
- Поздняя публикация и анонимность: Стихотворение не было опубликовано при жизни Лермонтова, и даже после публикации в «Русской старине» в 1887 году авторство не было указано. Это также способствует сомнениям в его принадлежности перу Михаила Юрьевича.
- Несоответствие тона стиха, обличительного и гневного по отношению к Родине, другим его творениям и его известной трепетной любви к России. Это стало основным аргументом против авторства Лермонтова.
- Также на то указывают стилистические особенности и возможные логические несостыковки. Это тоже важная деталь: хотя Лермонтов известен сложными чувствами к Родине, но выражается его отношение к Отчизне преимущественно в печали и горечи, нежели в ярости.
Казалось бы, факт признания авторства специальной комиссией Пятигорского университета в 2017 г. стал важным аргументом в пользу того, что стихотворение все же действительно было написано Лермонтовым. Однако, хотелось бы знать, на каких основаниях комиссия пришла к такому выводу. Какие доказательства были представлены? Были ли проведены какие-либо экспертизы текста?
Жанр, размер, направление
Рассматриваемое творение несет в себе сочетание лирики, послания и эпиграммы. Можно даже сказать, что основной жанр произведения – лирическое стихотворение, а элементы послания и эпиграммы лишь усиливают эмоциональное воздействие и политическую остроту.
Мы определили, что размер стиха – четырехстопный ямб. Рифму его будет правильным охарактеризовать как перекрестную (А-В-А-В).
Говоря о направлении произведения, можно утверждать, что в нем отчетливо прослеживаются романтический бунт против существующего порядка и стремление к свободе, а также присутствует и реалистическое изображение современной ему России с ее недостатками и проблемами.
Композиционные особенности
Стихотворение «Прощай, немытая Россия…» состоит из двух четверостиший, которые можно рассматривать как 2 части, 2 тематические и эмоциональные единицы.
- Первая часть – прощание с Россией и критика. Четверостишие проникнуто разочарованием, негативом и злостью принадлежащим уставшему от творящейся вокруг несправедливости и гнета человеку. Именно образ «немытой России» и «страны рабов» вызывает гневный, обличительный настрой.
- Вторая часть — надежда и оптимизм. Строфа несет в себе проблески надежды и веры в лучшую жизнь «за стеной Кавказа». Об этом говорит желание героя «укрыться» «от всевидящего глаза и «всеслышащих ушей», то есть от прежнего жизненного уклада, так опостылевшему ему.
Несмотря на лаконичность, произведение несет собой глубочайший смысл, насыщено сильными противоречивыми чувствами, и отразить все эти нюансы позволяет его композиционная структура.
Образы и символика
Рассмотрим ключевые образы и символы в стихотворении Лермонтова:
- Образ «немытой России». Это не только географическое название, а еще и метафора, обозначающая грязь нравов, отсталость, невежество, отсутствие духовной чистоты в российском обществе. «Немытая» — это не только физическая грязь, но и метафорическая, указывающая на нечистоплотность власти, коррупцию и несправедливость. Этот образ символизирует застой, отсутствие прогресса и развития, погрязшее в пороках общество.
- Образ «Страны рабов, страны господ». Подчеркивает глубокое социальное неравенство, угнетение и отсутствие свободы. Это картина общества, где одни бесправны и унижены, а другие обладают неограниченной властью. Данный образ символизирует отсутствие социальной справедливости, деспотизм и бесправие. «Рабы» — это не просто крепостные, а все, кто лишен права голоса и свободы. «Господа» — это не только дворяне, но и олицетворение власти и привилегий.
- Образ «голубых мундиров». Олицетворяет полицейский гнет, репрессии и подавления свободы. Голубые мундиры — это символ власти, контролирующей и наказывающей. Означает подавление инакомыслия, отсутствие свободы слова и репрессивный аппарат государства.
- Образ лирического героя, человека, разочаровавшегося в своей Отчизне, осознавшего ее пороки и стремящегося к свободе и справедливости. Он ощущает себя в родной стране чужим. Этот образ символизирует бунтующую личность, стремящуюся к правде и свободе, но вынужденную покинуть Родину из-за невозможности перемен.
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» наполнено горьким протестом против социальной несправедливости, деспотизма и духовной отсталости. Лермонтов создает яркие образы-символы, которые обличают пороки российского общества и выражают трагическое положение мятежной личности, жаждущей воли и справедливости.
Тематика и проблематика
В стихе Лермонтова затронуты следующие темы:
- Неприязнь к существующему строю. Это видно из резких и уничижительных эпитетов, таких как «немытая Россия», «страна рабов, страна господ».
- Отъезд на Кавказ как добровольное изгнание. Лермонтов не просто уезжает на Кавказ по службе, а воспринимает это как своего рода бегство от ненавистной ему действительности, как стремление к свободе, пусть и вдали от родины.
- Восприятие себя как лишнего человека. Хотя эта тема характерна для лирики Лермонтова в целом, в этом стихотворении акцент сделан на отношении к России, а не на самоощущении.
- Осуждение чинопочитания. Прямого осуждения чинопочитания в стихотворении нет, хотя российское общество подразумевается в противопоставлении «рабов» и «господ».
- Неодобрение бездействия со стороны простых людей. В стихотворении нет явного упрека обычным людям, хотя выражаясь «И ты, им преданный народ», автор подразумевает их пассивность и равнодушие к своей судьбе и судьбе родной страны.
Проблемы, поднятые Лермонтовым в тексте, тесно связаны с его темами. Перечислим наиболее актуальные из них:
- Покорность народа, неготовность к переменам: Лермонтов критикует не только власть, но и пассивность народа, его готовность мириться с существующим порядком вещей. Он намекает на недостаток гражданского сознания и инициативы.
- Неприятие самодержавия, всевластия полиции, цензуры. Поэт явно выражает неприятие самодержавной системы, где все контролируется государством. Обращения «Страна рабов, страна господ» указывают на глубокое социальное неравенство и отсутствие свободы в обществе. А «мундиры голубые» – символ жандармерии и полицейского произвола.
- Порабощение, а не доверие и уважение как основа власти: Лермонтов обличает систему, в которой власть держится не на законности и согласии, а на насилии и подавлении личности.
Стоит также учитывать и дополнительные нюансы:
- Проблема выбора. Стихотворение косвенно поднимает ее перед самим Лермонтовым: остаться и бороться или покинуть Россию. Его отъезд, даже вынужденный, можно интерпретировать как бегство от неразрешимых противоречий и бессилия.
- Проблема самоидентификации. Лермонтов, будучи дворянином, чувствует себя чужим в родной стране. Он ощущает разрыв между своим образованием, культурой и отсталостью окружающей действительности, что порождает внутренний конфликт и отчуждение.
- Проблема будущего. Стих не только констатирует существующее положение вещей, но и содержит пессимистичный прогноз на будущее. Лермонтов не видит перспектив для перемен в России.
Поэтому, можно утверждать, что в анализируемом произведении затронуты острые проблемы российской действительности, ставящие под вопрос будущее страны
Основная идея
Главная мысль стихотворения – это отказ от несвободы и деспотизма в России и поиск места, где можно обрести независимость и личную свободу. Стремление укрыться от всепроникающей власти прекрасно иллюстрируют строки из стихотворения:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей
Основной идеей текста становится передача переживаний и взглядов лирического героя, перекликающихся с позицией самого автора. Постараемся раскрыть их суть:
- Неприятие существующего порядка – Герой отвергает деспотизм и бесправие, царящие в России, где господствует абсолютный контроль и подавление личности.
- Стремление к свободе и независимости – Герой ищет место, где можно быть свободным от угнетения.
- Надежда на иной, более справедливый мир – За Кавказским хребтом герой надеется найти убежище, где ценится независимость и свобода личности.
Исходя из этих аспектов, можно утверждать, что ключевой мыслью и центральной идеей рассматриваемого стиха Михаила Лермонтова становятся горькое отчуждение и тоска по свободе, выраженные через резкое противопоставление угнетающей реальности самодержавной России и мечты о другом, более достойном будущем Родины.
Художественные средства
Для создания в тексте определенного эмоционального и смыслового эффекта Лермонтов использует такие выразительные тропы, как эпитеты, метафоры, инверсию, градацию и иные художественные приемы.
- Эпитеты. Эпитет с явной негативной интонацией «немытая», который не просто описывает Россию, но и несет в себе резкую оценку, обличение отсталости и грязи (не только физической, но и нравственной) в стране. Для характеристики лиц, осуществляющих надзор, поэт использует сложные причастия – «всевидящих» и «всеслышащих». А инфантильность, покорность, бездейственность народа выражается эпитетом «преданный».
- Метафоры. «Страна рабов, страна господ» – это не просто метафора, а скорее антитеза (противопоставление), которая подчеркивает крайнее социальное неравенство в России, разделение общества на угнетателей и угнетенных.
- Инверсия – «мундиры голубые» – не только меняет порядок слов, но и выделяет цвет мундиров, акцентируя символическую принадлежность жандармов к власти. Голубой цвет вызывает ассоциации с небесным, божественным началом, но власть его лицемерно использует для оправдания угнетения.
- Градация: Чувствуется нарастание негодования и презрения в стихотворении, от общего описания России к конкретному образу жандармов и финальному желанию уединения.
- Риторическое обращение в начале стиха – «Прощай, немытая Россия…» – создает эффект личного обращения и эмоционального вовлечения читателя.
И в завершении нашего анализа хочется сказать, что стих «Прощай, немытая Россия», являясь ярчайшим образцом гражданской лирики Лермонтова, выражает глубокое презрение поэта к самодержавному режиму и несправедливому устройству российского общества. Он символизирует протест автора против тирании, деспотизма и застойности. Невзирая на краткость, это сочинение стало одним из самых известных и цитируемых произведений Лермонтова.