Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел»
Известная отечественная поэтесса Серебряного века М.И.Цветаева, написала огромное количество прекрасных стихов. Ее поэзия обладает удивительной музыкальностью, лиричностью, ритмичностью, а еще искренностью и глубиной чувств. Поэтический мир Цветаевой необыкновенно широк. Как и многие литераторы, Марина Ивановна в своих произведениях писала о родине, природе, о любви к России, о душе и на другие темы. Тема любви к мужчине также является у нее одной из главных.. В стихотворении «Вчера еще в глаза глядел» поэтесса описывает те ощущения и чувства, какие испытывает брошенная любящая женщина, оставшись наедине со своим горем после разрыва с любимым. На сайте Литерагуру имеется анализ этого стиха по плану. Разбор поэтического текста поможет понять настроение, смысл и идею произведения, а также рассмотреть художественно-выразительные средства, которые использовала автор в стихотворении, стараясь передать читателям всю его драматичность и глубину чувств оставленной возлюбленным лирической героини.
Содержание:
История создания
Поэтическое произведение «Вчера еще в глаза глядел» Цветаева написала в 1920 г. Поэтесса посвятила его другому поэту-современнику О. Мандельштаму. У них были любовные отношения с 1916 г. Но их связь осложняло то, что проживали влюбленные вдали друг от друга: Марина – в Москве, Осип – в Петербурге.
Спустя 4 года пара решила расстаться, потому что Мандельштам встретил другую, и это сказалось крайне отрицательно на нравственном состоянии Цветаевой. Поэтесса шлет бывшему возлюбленному именно этот стих. Несмотря на их расставание, на протяжении всей жизни у поэтов сохранились теплые, дружеские отношения. Хотя супруга Осипа говорила о Цветаевой с неприязнью, потому что испытывала ревность к бывшей возлюбленной супруга и к ее душевным письмам.
Жанр, размер, направление
Рассматриваемое стихотворение лирическое, оно является образцом любовной лирики.
Написан поэтический текст в привычном для многих читателей размере – шестистопном ямбе.
Направление же, к которому относится лирическое произведение, более конкретно определить трудно, потому что творчество Цветаевой вообще не относят ни к какому течению, оно стоит особняком на фоне школ модернизма, но не принадлежит ни одной из них.
Смысл названия
В заголовке стихотворения заключена вся его суть, а конкретно – резкий и неожиданный разрыв любовных отношений. Он передает те чувства, ощущения, эмоции, которые испытывают люди, расставшись с любимыми.
Смысл названия можно трактовать следующим образом: еще вчера они считались парой, дарили друг другу самые страстные и нежные чувства, но сегодня они уже ничего друг для друга не значат.
Образы и символика
В поэтическом тексте наше внимание привлекают многочисленные образы и символы. Все они достойны детального и подробного анализа.
Центральный символ произведения – женщины. Женские образы возникают на протяжении всего стихотворения, и особенно яркое упоминание о них содержит 2-я строфа:
«О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Нужно сказать, что в рассматриваемом стихе Цветаева изображает женщин мученицами, не понимающими своей вины и не имеющими никаких прав. Такие ощущения испытала сама Марина в период расставания с Осипом.
Когда его чувства к ней охладели, она даже время стала воспринимать по-другому. Будучи влюбленными, молодые люди встречались в ранние утренние часы, им не хотелось расставаться, они испытывали сладостное томление, и жаворонок для них символизировал раннее утро, начало дня, желанное свидание. После их разлуки жаворонки для Цветаевой стали воронами, то есть птицами, символизирующими смерть, могилу. Используя эту символику, Марина таким образом дает понять, что то, что было между ней и Мандельштамом, умерло.
Между героями возникла разделяющая их преграда. Теперь они стали друг другу чужими, и чтобы подчеркнуть это, поэтесса, употребляя прием противопоставления, делает своих героев антиподами: глупая – умен, живой – остолбенелая.
Также в тексте вода тоже имеет символическое значение. О ней поэтесса упоминает в третьей строфе, утверждая, что водой являются и женские слезы, и кровь. Цветаева придает им обыденность, заурядность, незначительность. Она знакома с таким горем, оно для нее не в новинку. Четвертая же строфа рассказывает о том, что по той воде милых увозят корабли.
Потом поэтесса рисует 2 разных образа любимой женщины: до расставания и после. Первый образ идеализирован партнером, возвышен, дорог для него, второй же – обесценивается, становится ржавой копейкой. Кроме того, под его взглядом, героиня ощущает себя детоубийцей на суде, то есть она не заслуживает жалости, снисхождения. Человек, совершивший столь тяжкий грех, заслуживает самых ужасных мучений, хотя героиня не была преступницей, а ее только разлюбил любимый, охладел к ней. При создании образов любимой автор употребляет прием антитезы, который прослеживается при передаче ощущений героини до разлуки и после. Огню, то есть страсти, любви, жизни, Цветаева противопоставляет «степь заледенелую» — смерть, холод могилы.
Также в произведении в финальной строфе возникает символ дерева, оно как бы намекает, что всему свое время, каждому событию наступит свой черед, и не нужно их торопить. Образ дерева является условным, он как бы подводит итоги всего стиха и утверждает, что ни героиня, ни кто-либо другой, не обладают властью над чувствами своего любимого человека. Если говорить более простым языком, дерево – это символ смирения.
Тематика, проблематика, настрой
Центральной темой произведения является тема расставания. У многих поэтов любовный лейтмотив связан с лейтмотивом разлуки, но Цветаева рассматривает мотив расставания со своей женской стороны – эмоционально, страстно, искренне. Кроме того, она делает акцент именно на резком разрыве любовной связи. Поэтому главной темой анализируемого стиха становится внезапный, неожиданный разрыв, который приносит много боли любящей женщине.
Женская любовь во многом трагична. Тема ее трагической природы становится поводом для раздумий поэтессы. Любящие девушки и женщины испытывают много мук и слез, они зачастую становятся виновными «детоубийцами», будучи безвинными. Когда «милый» охладевает, им жизнь начинает казаться «копейкой ржавою».
Наиболее актуальной проблемой стиха становится неожиданность разрыва и его необъяснимость. Расставание происходит внезапно и невидимо, поэтому и возникает такое ощущение, когда мы догадываемся, что мужчина совсем недавно смотрел на женщину влюбленным взглядом, а сейчас уже этого нет и больше не будет.
Также проблематика заключается и в необъяснимости произошедшего, то есть расставания пары. В тексте почти во всех строфах звучит рефреном непонимание героиней причин окончания их романа.
Произведение очень эмоционально. На это указывают и употребляемые автором знаки препинания восклицательные и вопросительные знаки. Особенно ранит лирическую героиню ложь любимого человека, когда он пытается обмануть женщину, но она все понимает. Проблема обмана, лжи тоже в стихотворении стоит остро.
Основная мысль, идея
Главная идея поэтического текста заключена в том, что мы не можем влиять на чувства других людей. Когда обстоятельства складываются не в нашу пользу, то, как бы мы не старались им противостоять или, наоборот, терпеть, они иногда могут быть сильнее нас. Кроме того, нам не всегда понятно, по какой причине все случилось именно так, а не иначе, как мы ожидали и надеялись. При таком стечении обстоятельств нам остается только смириться и жить дальше. В завершении произведения лирическая героиня за все просит ее простить, и это свидетельствует о том, что она хотела проститься с любимым.
Основной мыслью стиха «Вчера еще в глаза глядел» является осознание человеком того, что даже самые сильные чувства охладевают, сходят на нет, исчезают. И мы не можем понять и объяснить, почему так происходит. Вопрос «Что тебе я сделала» — риторический, он остается без ответа, и не предполагает его, так как просто звучит как жалоба или сетование. Любимый своим действием или поступком принес нам боль, но по какой причине, непонятно. Просто так случилось безо всякой на то причины. Ведь он не желал нам плохого. И вины его в этом нет, просто охладели чувства, любовные отношения зашли в тупик, изжили себя, их уже не вернуть, и люди, расставшись, испытывают чувство бессилия, сожаление.
В стихотворении автор дает нам понять, что всякая любовь может закончиться, перегореть, и тогда бывшие влюбленные оказываются наедине со сложившимися обстоятельствами и собственными чувствами.
Художественные средства
Для создания драматического настроя, эмоционального фона, передачи своих чувств и ощущений, а также для впечатления читателей Цветаева в своем стихе употребляет разные тропы и приемы.
Эпитеты – глупая, умен, живой, остолбенелая, милый, дорога белая, копейкой ржавою, заледенелая, несмелая, зрячая, заледенелая, спелое.
Гипербола – «равнял с Китайскою державою».
Рефрен – «Мой милый, что тебе я сделала?».
Метафоры – «жизнь выпала копейкой ржавою», «жить в самом огне», «Я и в аду тебе скажу».
Антитеза (противопоставление): вчера – нынче, глупая – умен, живой – остолбенелая, мать – мачеха.
Кроме того, для придания волнению и страданию лирической героини искренности, трагичности, глубины поэтесса включает в стихотворение обращение «Мой милый», отрицание «Вновь зрячая – уж не любовница!», уменьшительно-ласкательное слово «рученьки», приложение «Смерть-садовница», создает недосказанность многоточием «В срок яблоко спадает спелое…» и употребляет иные средства выразительности.