Анализ стихотворения Алексея Апухтина «Зимой»
Известный отечественный поэт и редактор А.Н. Апухтин, живший в 19 веке, был представителем позднего дворянства. В своем творчестве он раскрывал любовную тематику, так как считал любовь самым чистым, светлым и возвышенным чувством. Кроме этой темы, автор отдавал предпочтение еще описанию родной природы, красоты и величие которой вдохновляли его на творчество. Наиболее популярное стихотворение Апухтина из этой тематики посвящено зимним пейзажам – городскому и деревенскому, и называется оно «Зимой». На нашем Интернет-ресурсе имеется детальный анализ упомянутого выше произведения по намеченному плану.
Содержание:
История создания
Стихотворение Алексея Апухтина «Зимой» было написано в 1855 г. На тот момент юному поэту было 14 лет, и обучался он Петербургском училище правоведенья. Хотя автор этого шедевра был еще довольно молод, при знакомстве с поэтическим текстом возникает ощущение, что он написан серьезным взрослым человеком, умудренным жизненным опытом, прожившим долго на свете. Тогда подросток еще не ведал, что свяжет собственную судьбу с литературной деятельностью, но на училищных занятиях уже испытывал скуку и задумывался об искусстве.
Многие знают, что Апухтин очень любил северную столицу, и в своем творении «Зимой» он показал собственное восхищение Петербургом, но не только им. Также в стихе Алексей Николаевич вспоминает о далекой провинциальной глубинке, своей родной орловской деревне, которая была для него настоящей Россией с ее очаровательной природой. Юноше вспоминалась его деревенская жизнь в отчем крае, и это вызывало у него чувство ностальгии по родным пенатам.
Жанр, размер, направление
Произведение «Зимой» – отличный пример философско-психологической лирики. В нем поэт рассуждает о смысле жизненного пути, о скоротечности бытия человека. Читая стих, мы поражаемся, что такие прекрасные, наполненные глубоким смыслом строки сочинил четырнадцатилетний подросток. Уже тогда в столь юном возрасте Алексей Апухтин показал свой подлинный поэтический талант и умение психологически тонко чувствовать состояние природы.
Стих написан в поэтическом размере – амфибрахий.
Апухтин на поэтическом поприще придерживался направления «чистого искусства». В своих творениях он касался высоких тем и старался не затрагивать различных проблем обыденности, политики, общества.
Композиционная структура
Текст содержит две строфы. В них разное число строк: в 1-ой – 8 , а во второй – 9. По смыслу стих делится на 2 части.
В I-ой – описывается зимний морозный вечер в Петербурге, автор обращает внимание на городскую суету и неугомонность горожан.
Вторая – указывает нам на грусть и сожаление лирического героя. Причиной такого его состояния стала мысль о том, что он находится вдали от родимых мест, к которым очень привязан душой и испытывает ностальгию по деревенской тишине, по величавым сельским пейзажам.
Образы и символика
Центральным в стихотворении «Зимой» становится образ лирического героя. Это сентиментальный, грустный, легкоранимый человек. Персонаж погружен в состояние глубокой грусти потому, что не может вернуться туда, где находится в мыслях.
В тексте поэт использует прием антитезы, сравнивая суетливый город с лесными просторами. Там зимняя природа выглядит первозданно и величественно, и можно услышать шепот звезд с землей. Именно там ничто не мешает рассмотреть природу во всей ее красе, ничто не отвлекает от любования ею. Работая над своим сочинением, поэт преследовал одну лишь цель – обнажить собственное душевное состояние. Его охватывает тоска в Петербурге, где не видно звезд, а можно созерцать лишь свет городского фонаря.
Зимнему пейзажу отведена важная роль в сочинении. Описывая данный образ, Апухтин раскрывает свой печальный настрой, тоскливое состояние души. Размытый образ города с его улицами, мостовыми и резко светящими фонарями автор наделяет суетливостью, шумом и гулом. Рисуя же деревенский пейзаж родного края, поэт придает ему иной вид, наделяет глубоким смыслом. Там зима красивая, а огни в окошках домов не резкие, а теплые и «гостеприимные». Так, описывая две среды обитания: городскую и деревенскую, Алексей Николаевич противопоставляет нам 2 романтических мира – реальность и мечту.
Интересен в произведении и образ толпы. Автор намекает им, что ему чужд настрой шумной городской толпы. Гомон ее создает контраст с меланхолическим настроем самого лирического героя, которому, как и автору, хочется оказаться там, где можно услышать, как шепчутся звезды, и обрести покой и тишину.
Читая лирический текст, мы чувствуем, что юному Апухтину очень одиноко среди неугомонной толпы и городской суеты.
Тематика, проблематика, настроение
Главной темой стихотворения «Зимой» становится противопоставление зимних пейзажей – городского и деревенского, в котором глубоко раскрывается мир природы. Герой испытывает грусть и предается воспоминаниям. Мысленно он оказывается вдали от места своего нахождения в родном краю и видит, как выглядит его малая родина в то время. Он мечтает перенестись туда, где иней серебрится под лучами луны, но вынужден смотреть только на яркий фонарь, освещающий заснеженную мостовую. Апухтин противопоставил зимний городской пейзаж деревенскому.
Также не менее важной темой в произведении становится ностальгия по малой родине. Это деревенька в Орловской губернии, где прошли его детские и подростковые годы. Родные, милые пейзажи он помнит, обучаясь в северной столице. Петербуржская зима становится поводом к воспоминаниям о другой зиме, более красивой и чистой.
Из наиболее актуальных проблем текста мы выделяем одну – это грусть лирического героя по причине разности, несовпадения реальности с мечтой. Он в мечтах витает далеко от Петербурга – в деревенской тиши, где миром правит гармония и красота.
Центральный персонаж в своем монологе разделяет эмоции и чувства автора и делится с ними читателями. В произведении «Зимой» преобладает ностальгический настрой.
Главная мысль
Основной мыслью текста является понимание нами того, что думы о своем родном крае, воспоминания о нем не покидают людей, особенно, когда они находятся на чужой стороне, даже если это прекрасный город, наполненный суматохой и новыми ощущениями. Находясь в Петербурге, персонаж не перестает тосковать по сельским бескрайним просторам, дремучим, мрачным лесам, сказочным, манящим таинственностью звездам. Любовь к малой родине, неразрывная связь с ней в разлуке со временем становится крепче.
Город с его «неугомонной толпой» не заменит покоя и тихой радости деревенских «гостеприимных огней». Ничто человеку не может заменить тот уголок, в котором он рос. Сравнение зимних пейзажей свидетельствует о том, что герой вспоминает о родном крае и доме с легкой печалью – он всей душой желает снова вернуться в те окрестности. В этом и заключается смысл рассматриваемого стиха.
Надо помнить про светлые моменты, случающиеся в нашей жизни, но нельзя жить только прошлым, потому что его назад не возвратить, и нам в него не вернуться. Необходимо помнить о том, что у нас еще будет множество и других счастливых мгновений и стараться их не упустить.
Художественные средства
Стремясь реалистично изобразить зимние вечера в городе и в деревне, а также показать читателю свое душевное состояние, поэт употребил в тексте традиционные приемы и средства.
- Эпитеты – «воздух чистый», «неугомонною толпою», «край родной», «мерзлый пар».
- Олицетворения – «Угрюмый лес задумался глубоко», «И звезды мирно шепчутся с землей», «гостеприимные огни».
- Сравнения – «пылью серебристой».
Так, используя различные выразительные приемы и тропы, Апухтин очень тонко и правдоподобно рисует зимнюю природу, передавая все ее очарование, величавость, таинственность. Кроме того, поэт передает нам свой душевный настрой, показывает, какие он испытывает эмоции и ощущения, находясь вдали от родных мест, в огромном городе, атмосфера которого так отлична от размеренного деревенского быта вместе с его прекрасной, милой сердцу юноши природой. Устав от городской суеты, поэт хочет побыть в тихой, спокойной обстановке, потому что именно в ней он может поразмыслить о смысле жизни человека, о своем предназначении в этом мире, и хотя бы в мечтах и воспоминаниях оказаться в родимом крае.