Анализ стихотворения «Луга мутило жаром лиловатым…» (Б. Л. Пастернак «В лесу»)

Борис Леонидович Пастернак талантливый литератор серебряного века. Первые пробы пера начал публиковать в 23 года. Был номинирован на Нобелевскую премию благодаря своему произведению «Доктор Живаго». После номинации, подвергся правительственным санкциям и осуждению писательского союза.

 

Содержание:

  1. История создания
  2. Жанр
  3. Композиция
  4. Символика произведения
  5. Художественные приемы

История создания

Произведение «В лесу» относится к ранней лирике поэта, и было написано в 1917 году. Опубликовано стихотворения в 1923 году в сборнике «Темы и вариации» в самом объемном цикле «Нескучный сад».

Борис Леонидович остался недоволен этой публикацией, несмотря на положительные отзывы. Поэт планировал опубликовать свои стихотворения в сборнике «Сестра моя — жизнь. Лето 1917 года», в котором не было бы сильного разброса по датам, благодаря чему была бы более точное и понятное отображение того времени.

Жанр

«В лесу» — это философское стихотворение, в котором каждая строфа имеет свою законченную мысль, хоть и все произведение связанное одной идеей и сложно-уловимой гармонией. Пастернак сделал упор на символизм, таким образом, экспериментируя в непривычном для себя течении.

Размер произведения – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Композиция

В стихотворение «Луга мутило жаром лиловатым…» входит шесть четверостиший. Композиция имеет геометрическую прогрессию, в которой все начинается с определенного леса и заканчивается безграничным сном.

Поскольку каждая строфа имеет законченное содержание, то произведение легко можно поделить на три части.

Первая часть создана для погружения читателя в необходимую атмосферу и знакомство его с лесом и его особенностями:

«Луга мутило жаром лиловатым,

В лесу клубился кафедральный мрак…»

Вторая часть посвящена необычности происходящего, написана специально, чтоб вывести читателя за рамки реальности:

«Был полон лес мерцаньем кропотливым…»

Последняя часть рассказывает читателю о безграничности, о сне в котором пребывает лес, благодаря чему выходит за рамки времени и пространства:

«Казалось, древность счастье облетает

Казалось, лес закатом снов объят…»

Символика произведения

Стихотворение «В лесу» написано хаотично, и в нем можно найти много смыслов. Произведение можно назвать зеркалом времени 1917 года, не зря Борис Леонидович хотел его внести в отдельный сборник.

В образе леса легко угадывается душа человека, которая спряталась от реальности мира и отрешилась от внешних раздражителей:

«Есть сон такой, – не спишь, а только снится…»

Такой внутренний побег легко объяснить типичной реакцией человека, которому необходимо выжит в суровые и непривычные времена.

Образ часовщика – это образ времени. Времени, которое остановило развитие, прогресс и неизвестно чего ждать дальше. Привычные устои изменились, новые еще не обрели вес, все просто чего-то ждут. Ожидание создает иллюзию остановившегося времени.

Последнему образу Пастернак уделяет мало времени, но его можно проследить сквозь все произведения. Любовь здесь выступает как символ непрекращающейся жизни. Да развитие мира остановилось, да от него хочется спрятаться, но любовь осталась и только благодаря ей хочется жить дальше:

«Но те, вдвоем, казалось, только спят»

Художественные приемы

  • Разнообразие метафор: «истома дня», «кафедральный мрак», «кропотливое мерцание», «мачтовый мрак»;
  • цветовые эпитеты: «жар лиловатый», «черное солнце», «синий циферблат»;
  • риторический вопрос;
  • в основу легла инверсия

 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector