Анализ стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Выдающийся русский поэт советской эпохи и военкор, прошедший множество фронтовых дорог и знавший, что такое война не понаслышке, Константин Михайлович Симонов создал большое число произведений на эту тему. Среди наиболее популярных его сочинений о Великой Отечественной стих «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Оно написано в форме разговора автора со своим боевым другом, с ним они вместе испытали все тяготы войны и видели все ее ужасы: оставленные разрушенные деревни и города, раны и гибель боевых товарищей, смерть мирных граждан, детей, пожарища, кровопролитные бои и еще многое другое. Но даже в самые тяжелые времена, когда русские войска отступали, они верили в победу такой великой страны, как наша Россия, в победу Советского Союза, в состав которого она входила. На нашем сайте Литерагуру  представлен анализ этого стихотворения по намеченному плану. Данная статья может стать подспорьем для школьников, студентов и просто читателей, желающих подробнее изучить творчество известного литератора. 

История создания

Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», автор которого К.М. Симонов, появилось в 1941 г. Тогда советские войска отступали, и это произвело сильное впечатление на него. Алексей Сурков стал преданным другом  Константина Михайловича. В войну они служили фронтовыми корреспондентами. И Симонов видел то, как встречали и провожали русских солдат в деревнях и селах. Вместе со всеми советскими людьми, поэту пришлось преодолеть много трудностей, пережить невзгоды и потери.

Тогда, в 1941 г., на смоленской земле шли тяжелые, кровопролитные сражения, которые привели к отступлению советской армии. Причинами для этого были нехватка вооружения, недостаток фуражного корма, низкая подготовка. Напор фашистов был очень сильным , так как к нападению  на СССР гитлеровская Германия готовилась несколько лет. Но отвага и решимость советских солдат, подпольная деятельность жителей оккупированных территорий и героический труд тыловиков помешали Гитлеру осуществить его планы в отношении нашей страны. Попытка немцев быстро захватить Советский Союз была провалена, их движение застопорилось, и все это переросло в длительную войну, израсходовавшую все ресурсы фашистского режима. Советские воины отходили назад, но пажити, леса, проселки – каждая пядь родной земли, а также люди, которых они вынуждены были оставить, говорили им: «Мы вас подождем!». Захватчики были поражены стойкостью, храбростью, выносливостью русских людей, их неугасаемой верой в победу. Помогали им в этом и произведения  Константина Симонова. Их и фронтовики, и труженики тыла запоминали наизусть и произносили в тяжелые моменты отчаяния и скорби. Стих «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» был положен на музыку. Песня пелась под гитару бойцами в окопах на фронте.

В анализируемом стихотворении было отражено автором все то, что он чувствовал, ощущал, по поводу чего переживал в такое сложное для страны и народа время.

Жанр, размер, направление

Рассматриваемое произведение создано поэтом в традициях отечественной поэзии. Жанр его – послание другу. Оно является примером военной лирики. В нем автор показал собственную точку зрения в отношении трагических событий тех страшных лет. Симонов чувствует тесную и прочную связь с родным народом, особенно с деревенскими людьми, с которыми его, горожанина,  свела эта война. Также для него актуальна и связь с прошлыми поколениями, которая более заметно прослеживается в сельской глубинке – в деревенском быте, культуре, обычаях, православной вере. В произведении автор совершенно искренне повествует о своих чувствах и эмоциях, охватывавших его в тяжелые моменты. Повествует откровенно как близкому или родному человеку.

Стихотворный размер текста – амфибрахий. Также в нем употреблена перекрестная рифмовка.

Поэт работает в реализме, и в этом его произведении правдиво, без прикрас отражена суровая военная действительность.

Композиционное строение

По смыслу стихотворение можно разделить на 3 части.

Первая повествует об отступлении советских бойцов. В ней Симонов изображает то, что видел собственными глазами. Перед читателями встают картины русской повседневной деревенской жизни. Они видят женщин, несущих молоко в кринках, пожилых людей, приютивших на отдых бойцов в своих избах.

Во 2-ю часть Симонов вносит идею сплочения представителей всех поколений – прошлых, настоящего и будущих. За русских воинов творят молитвы все прадеды, стараясь оградить их от вражеских пуль, осеняя крестом собственных рук. Он говорит о стойкости и бесстрашии советских бойцов, защищавших Отечество, которые готовы пожертвовать собственными жизнями ради счастливой, мирной жизни будущих поколений.

В третьей, заключительной, части выражено отношение героя к любимой Родине, к ее суровой и героической судьбе. Он гордится своим Отечеством.

Образы и символика

При работе со стихом, Симонов вводит в него различные  образы и символические детали. С их помощью он передает все тяготы военных лет,  отношение к отступлению нашей армии советских людей – самих отходящих бойцов и мирных граждан. Автор говорит о единении предыдущих поколений,  об их связи с настоящим – с «внуками, не верящими в Бога», и будущим, и доносит до сознания своих читателей, что же входит в понятие слова « Родина». Также при помощи их поэт создает и необходимые эмоциональный фон и настрой, вселяет надежду на победу.

  • Одним из центральных образов произведения становится образ друга автора, товарища, которого зовут Алеша. Мужчин связывает давняя дружба, а еще те трагические события и трудности, пережитые ими в военные годы. Они являются патриотами родной страны, дорожащими ее свободой и независимостью. Их жизни были наполнены многочисленными испытаниями, но друзьям удалось их с честью  выдержать, не потерять своего достоинства.
  • Другим центральным образом стиха становится образ Родины. В тексте Симонов рисует довольно безрадостные, угрюмые картины военного времени: «злые дожди», вдовий плач, гибель боевых товарищей и сослуживцев. На этом фоне поэт  рассказывает о том, что считает самым главным и ценным для каждого русского человека, – о величии России, о ее сложившихся веками традициях. Он создает образ непобедимой, несгибаемой страны, способной преодолеть любые испытания. А складывается этот образ Родины с множества мелких, детальных символов, которые так близки и дороги Симонову. Это и старуха с ее плисовым салопчиком, и старик, весь в белом, и родные леса, и деревенские погосты с русскими крестами, и проселки. Именно, употребляя эти символы, автор представляет Россию такой родной,  понятной, близкой, богатой духовно, имеющей свою вековую героическую историю. Лирический герой, оказавшись на проселочных дорогах, ощутил неразрывную ментальную и культурную связь с Родиной, почувствовав ее тоску.
  • Образу дороги Симонов придает большое значение. Оказываясь на разных дорогах, автор понимает, как сочувствуют мирные жители отступающим бойцам, осознает, какого высокого мужества и решимости исполнены сердца людей, остающихся на занятой немцами территории.
  • Автор связывает также образ Родины с женским образом. Такие качества  России, как несгибаемая твердость духа, выносливость, терпеливость, заботливость, ласка, мягкость присутствуют и в образе русской женщины-солдатки. Ее супруг встал на защиту родного дома, и пока он воюет, вся ответственность за жизнь в нем лежит на ней. Женщина оберегает их детей и заботится о них, занимается всеми хозяйственными делами, на женских плечах весь мир, который парализовала война.

Вот почему у героя такое трепетное отношение к женщине. Он обращает внимание на вдовьи песни и слезы, вслушивается в речи старушки, помнит о подарках крестьянок. Герой, как и сам поэт, осознает, что все эти женщины воплотили в себе Россию-мать.

Тематика, проблематика, настрой

Поэт в этом сочинении поднимает много близких для каждого из нас тем и насущных проблем.

  1. Главной темой анализируемого стихотворения является патриотическая тема – любовь к своему Отечеству, к родной земле. Симонова радует то, что его Родина – Россия. Он гордится ею, невзирая на тяжелые, трагические события, происходящие на ее территории. Оказавшись на деревенских дорогах, поэт встречал много мужественных, сильных духом людей, надломленных событиями на фронте, и осознавал, за что сражается
  2. Центральной темой в тексте  становятся и дороги. Эта тема помогает в раскрытии первой.  В те дни, когда советские войска вынуждены были отступать, Константин Михайлович верил в победу СССР, как и весь народ. Двигаясь проселками, через хутора и села, русские воины чувствуют поддержку, сопереживание встреченных деревенских жителей, и осознают, что необходимо бороться за те дороги, за каждую деревню, за живущий в ней народ, не на жизнь стоять, а на смерть. Исходив множество  бесконечных русских дорог, поэт осознает, какая великая страна Россия. На проселочных дорогах проходят жизненные пути автора, его друга, других воинов-защитников, сельских жителей.
  3. Раскрывает тему №1 и тема деревни. Двигаясь от деревни к деревне, Симонов начинает осознавать то, что настоящие национальные русские корни берут свое начало в российской глубинке,  в деревенской местности. Именно здесь особенно видна нерушимая связь поколений, сохранены, несмотря ни на что, вековые традиции, обряды, обычаи. Например, обычай трижды целовать при встрече и проводах.
  4. Большое значение имеют темы веры и надежды. Жители, видя отступающих солдат, не упрекают их. Они осознают, что отступления не миновать, но чем могут, люди стараются воинам помочь и уверяют их, что они готовы подождать их возвращения.

Из проблем, поднимаемых Симоновым в стихотворении, наиболее актуальными являются следующие:

  • Война. Эта проблема является в тексте основной. Поэт говорит о вездесущей смерти, приносящей горе миллионам людей. Никакими, даже самыми благими целями невозможно войну оправдать. В ней нет ничего хорошего. Она рушит жизни и судьбы людей, обрекает их на страдания. Это читатели осознают, видя убитых горем женщин, олицетворяющих траур и скорбь земли русской, потерявшей своих родных сынов.
  • Отступление. Это довольно тяжелая проблема. Части советских войск отходят, оставляя селения и проселки без защиты. Трудное решение, но единственно верное. Путь солдат лежит по истерзанной, изрытой осколками снарядов земле, обагренной кровью их товарищей и мирных граждан. И деревенские жители, и русские воины понимают, что скоро они вернутся, пройдут по этим землям в победном марше.

Все стихотворение проникнуто грустным настроем, но одновременно с грустью в нем звучит и надежда. В финале текста Симонов побуждает своих читателей испытывать гордость за то, что их Родиной и домом является такая великая страна.

Основная мысль, идея

В стихотворении автор показывает всю широту и величие родной страны, не сдающейся захватчикам. Его смысл заключен в том, что для солдата особый почет защищать свое Отечество и даже погибнуть за него, потому что русская земля очень древняя, сильная, могучая, свободолюбивая, так же, как и ее народ, и воина побуждает вернуться каждая ее пядь. Симонов демонстрирует прочную, неразрывную связь поколений, показывает то, за что должен испытывать гордость каждый русский человек.

Не просто так он в стихе обращается к истокам земли русской – говорит о древности Руси и Боге, о вере «прадедов», и о неверии «внуков», ведь власть советов отрицала Бога, отвергала религию. Но все поколения русских людей посылают совершенно искренние молитвы, просят сохранить великую страну. Вот в этом всеобщем единении и сплочении и заключена сила русского государства и народа, их несокрушимость. Эта мысль становится основной в рассматриваемом нами стихотворении Симонова.

Художественные средства

В своем поэтическом послании для раскрытия его главной мысли автор употребляет много различных тропов. Это, прежде всего, традиционные средства.

  1. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «горькая земля», «дорожная тоска» «простые кресты» и иные.
  2. Сравнения: «Прижав, как детей, от дождя их к груди», «как на смерть одетый» и так далее.
  3. Метафоры: «война на проселках свела».
  4. Олицетворения: «голоса идут», «говорили леса», «нас пули с тобою пока еще милуют» и другие.

Все эти и другие тропы позволяют поэту создать в стихотворении необходимый эмоциональный фон и раскрыть его смысл читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector