Анализ стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Выдающийся русский поэт советской эпохи и военкор, прошедший множество фронтовых дорог и знавший, что такое война не понаслышке, Константин Михайлович Симонов создал большое число произведений на эту тему. Среди наиболее популярных его сочинений о Великой Отечественной стих «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Оно написано в форме разговора автора со своим боевым другом, с ним они вместе испытали все тяготы войны и видели все ее ужасы: оставленные разрушенные деревни и города, раны и гибель боевых товарищей, смерть мирных граждан, детей, пожарища, кровопролитные бои и еще многое другое. Но даже в самые тяжелые времена, когда русские войска отступали, они верили в победу такой великой страны, как наша Россия, в победу Советского Союза, в состав которого она входила. На нашем сайте Литерагуру представлен анализ этого стихотворения по намеченному плану. Данная статья может стать подспорьем для школьников, студентов и просто читателей, желающих подробнее изучить творчество известного литератора.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», автор которого К.М. Симонов, появилось в 1941 г. Тогда советские войска отступали, и это произвело сильное впечатление на него. Алексей Сурков стал преданным другом Константина Михайловича. В войну они служили фронтовыми корреспондентами. И Симонов видел то, как встречали и провожали русских солдат в деревнях и селах. Вместе со всеми советскими людьми, поэту пришлось преодолеть много трудностей, пережить невзгоды и потери.
Тогда, в 1941 г., на смоленской земле шли тяжелые, кровопролитные сражения, которые привели к отступлению советской армии. Причинами для этого были нехватка вооружения, недостаток фуражного корма, низкая подготовка. Напор фашистов был очень сильным , так как к нападению на СССР гитлеровская Германия готовилась несколько лет. Но отвага и решимость советских солдат, подпольная деятельность жителей оккупированных территорий и героический труд тыловиков помешали Гитлеру осуществить его планы в отношении нашей страны. Попытка немцев быстро захватить Советский Союз была провалена, их движение застопорилось, и все это переросло в длительную войну, израсходовавшую все ресурсы фашистского режима. Советские воины отходили назад, но пажити, леса, проселки – каждая пядь родной земли, а также люди, которых они вынуждены были оставить, говорили им: «Мы вас подождем!». Захватчики были поражены стойкостью, храбростью, выносливостью русских людей, их неугасаемой верой в победу. Помогали им в этом и произведения Константина Симонова. Их и фронтовики, и труженики тыла запоминали наизусть и произносили в тяжелые моменты отчаяния и скорби. Стих «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» был положен на музыку. Песня пелась под гитару бойцами в окопах на фронте.
В анализируемом стихотворении было отражено автором все то, что он чувствовал, ощущал, по поводу чего переживал в такое сложное для страны и народа время.
Жанр, размер, направление
Рассматриваемое произведение создано поэтом в традициях отечественной поэзии. Жанр его – послание другу. Оно является примером военной лирики. В нем автор показал собственную точку зрения в отношении трагических событий тех страшных лет. Симонов чувствует тесную и прочную связь с родным народом, особенно с деревенскими людьми, с которыми его, горожанина, свела эта война. Также для него актуальна и связь с прошлыми поколениями, которая более заметно прослеживается в сельской глубинке – в деревенском быте, культуре, обычаях, православной вере. В произведении автор совершенно искренне повествует о своих чувствах и эмоциях, охватывавших его в тяжелые моменты. Повествует откровенно как близкому или родному человеку.
Стихотворный размер текста – амфибрахий. Также в нем употреблена перекрестная рифмовка.
Поэт работает в реализме, и в этом его произведении правдиво, без прикрас отражена суровая военная действительность.
Композиционное строение
По смыслу стихотворение можно разделить на 3 части.
Первая повествует об отступлении советских бойцов. В ней Симонов изображает то, что видел собственными глазами. Перед читателями встают картины русской повседневной деревенской жизни. Они видят женщин, несущих молоко в кринках, пожилых людей, приютивших на отдых бойцов в своих избах.
Во 2-ю часть Симонов вносит идею сплочения представителей всех поколений – прошлых, настоящего и будущих. За русских воинов творят молитвы все прадеды, стараясь оградить их от вражеских пуль, осеняя крестом собственных рук. Он говорит о стойкости и бесстрашии советских бойцов, защищавших Отечество, которые готовы пожертвовать собственными жизнями ради счастливой, мирной жизни будущих поколений.
В третьей, заключительной, части выражено отношение героя к любимой Родине, к ее суровой и героической судьбе. Он гордится своим Отечеством.
Образы и символика
При работе со стихом, Симонов вводит в него различные образы и символические детали. С их помощью он передает все тяготы военных лет, отношение к отступлению нашей армии советских людей – самих отходящих бойцов и мирных граждан. Автор говорит о единении предыдущих поколений, об их связи с настоящим – с «внуками, не верящими в Бога», и будущим, и доносит до сознания своих читателей, что же входит в понятие слова « Родина». Также при помощи их поэт создает и необходимые эмоциональный фон и настрой, вселяет надежду на победу.
- Одним из центральных образов произведения становится образ друга автора, товарища, которого зовут Алеша. Мужчин связывает давняя дружба, а еще те трагические события и трудности, пережитые ими в военные годы. Они являются патриотами родной страны, дорожащими ее свободой и независимостью. Их жизни были наполнены многочисленными испытаниями, но друзьям удалось их с честью выдержать, не потерять своего достоинства.
- Другим центральным образом стиха становится образ Родины. В тексте Симонов рисует довольно безрадостные, угрюмые картины военного времени: «злые дожди», вдовий плач, гибель боевых товарищей и сослуживцев. На этом фоне поэт рассказывает о том, что считает самым главным и ценным для каждого русского человека, – о величии России, о ее сложившихся веками традициях. Он создает образ непобедимой, несгибаемой страны, способной преодолеть любые испытания. А складывается этот образ Родины с множества мелких, детальных символов, которые так близки и дороги Симонову. Это и старуха с ее плисовым салопчиком, и старик, весь в белом, и родные леса, и деревенские погосты с русскими крестами, и проселки. Именно, употребляя эти символы, автор представляет Россию такой родной, понятной, близкой, богатой духовно, имеющей свою вековую героическую историю. Лирический герой, оказавшись на проселочных дорогах, ощутил неразрывную ментальную и культурную связь с Родиной, почувствовав ее тоску.
- Образу дороги Симонов придает большое значение. Оказываясь на разных дорогах, автор понимает, как сочувствуют мирные жители отступающим бойцам, осознает, какого высокого мужества и решимости исполнены сердца людей, остающихся на занятой немцами территории.
- Автор связывает также образ Родины с женским образом. Такие качества России, как несгибаемая твердость духа, выносливость, терпеливость, заботливость, ласка, мягкость присутствуют и в образе русской женщины-солдатки. Ее супруг встал на защиту родного дома, и пока он воюет, вся ответственность за жизнь в нем лежит на ней. Женщина оберегает их детей и заботится о них, занимается всеми хозяйственными делами, на женских плечах весь мир, который парализовала война.
Вот почему у героя такое трепетное отношение к женщине. Он обращает внимание на вдовьи песни и слезы, вслушивается в речи старушки, помнит о подарках крестьянок. Герой, как и сам поэт, осознает, что все эти женщины воплотили в себе Россию-мать.
Тематика, проблематика, настрой
Поэт в этом сочинении поднимает много близких для каждого из нас тем и насущных проблем.
- Главной темой анализируемого стихотворения является патриотическая тема – любовь к своему Отечеству, к родной земле. Симонова радует то, что его Родина – Россия. Он гордится ею, невзирая на тяжелые, трагические события, происходящие на ее территории. Оказавшись на деревенских дорогах, поэт встречал много мужественных, сильных духом людей, надломленных событиями на фронте, и осознавал, за что сражается
- Центральной темой в тексте становятся и дороги. Эта тема помогает в раскрытии первой. В те дни, когда советские войска вынуждены были отступать, Константин Михайлович верил в победу СССР, как и весь народ. Двигаясь проселками, через хутора и села, русские воины чувствуют поддержку, сопереживание встреченных деревенских жителей, и осознают, что необходимо бороться за те дороги, за каждую деревню, за живущий в ней народ, не на жизнь стоять, а на смерть. Исходив множество бесконечных русских дорог, поэт осознает, какая великая страна Россия. На проселочных дорогах проходят жизненные пути автора, его друга, других воинов-защитников, сельских жителей.
- Раскрывает тему №1 и тема деревни. Двигаясь от деревни к деревне, Симонов начинает осознавать то, что настоящие национальные русские корни берут свое начало в российской глубинке, в деревенской местности. Именно здесь особенно видна нерушимая связь поколений, сохранены, несмотря ни на что, вековые традиции, обряды, обычаи. Например, обычай трижды целовать при встрече и проводах.
- Большое значение имеют темы веры и надежды. Жители, видя отступающих солдат, не упрекают их. Они осознают, что отступления не миновать, но чем могут, люди стараются воинам помочь и уверяют их, что они готовы подождать их возвращения.
Из проблем, поднимаемых Симоновым в стихотворении, наиболее актуальными являются следующие:
- Война. Эта проблема является в тексте основной. Поэт говорит о вездесущей смерти, приносящей горе миллионам людей. Никакими, даже самыми благими целями невозможно войну оправдать. В ней нет ничего хорошего. Она рушит жизни и судьбы людей, обрекает их на страдания. Это читатели осознают, видя убитых горем женщин, олицетворяющих траур и скорбь земли русской, потерявшей своих родных сынов.
- Отступление. Это довольно тяжелая проблема. Части советских войск отходят, оставляя селения и проселки без защиты. Трудное решение, но единственно верное. Путь солдат лежит по истерзанной, изрытой осколками снарядов земле, обагренной кровью их товарищей и мирных граждан. И деревенские жители, и русские воины понимают, что скоро они вернутся, пройдут по этим землям в победном марше.
Все стихотворение проникнуто грустным настроем, но одновременно с грустью в нем звучит и надежда. В финале текста Симонов побуждает своих читателей испытывать гордость за то, что их Родиной и домом является такая великая страна.
Основная мысль, идея
В стихотворении автор показывает всю широту и величие родной страны, не сдающейся захватчикам. Его смысл заключен в том, что для солдата особый почет защищать свое Отечество и даже погибнуть за него, потому что русская земля очень древняя, сильная, могучая, свободолюбивая, так же, как и ее народ, и воина побуждает вернуться каждая ее пядь. Симонов демонстрирует прочную, неразрывную связь поколений, показывает то, за что должен испытывать гордость каждый русский человек.
Не просто так он в стихе обращается к истокам земли русской – говорит о древности Руси и Боге, о вере «прадедов», и о неверии «внуков», ведь власть советов отрицала Бога, отвергала религию. Но все поколения русских людей посылают совершенно искренние молитвы, просят сохранить великую страну. Вот в этом всеобщем единении и сплочении и заключена сила русского государства и народа, их несокрушимость. Эта мысль становится основной в рассматриваемом нами стихотворении Симонова.
Художественные средства
В своем поэтическом послании для раскрытия его главной мысли автор употребляет много различных тропов. Это, прежде всего, традиционные средства.
- Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «горькая земля», «дорожная тоска» «простые кресты» и иные.
- Сравнения: «Прижав, как детей, от дождя их к груди», «как на смерть одетый» и так далее.
- Метафоры: «война на проселках свела».
- Олицетворения: «голоса идут», «говорили леса», «нас пули с тобою пока еще милуют» и другие.
Все эти и другие тропы позволяют поэту создать в стихотворении необходимый эмоциональный фон и раскрыть его смысл читателям.