Анализ стихотворения «Июль» (Б. Пастернак)
Борис Леонидович Пастернак – весьма неоднозначная фигура в истории мировой литературы, но бесспорно великий русский писатель и поэт, признанный мастер слова, а, кроме того, один из пяти русских писателей–лауреатов Нобелевской премии. В золотой фонд русской литературы входит множество его произведений.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Июль» оформлено в 1956-ом, который считается периодом позднего творчества Бориса Леонидовича, когда он на постоянной основе проживал в Переделкино. Работал, можно сказать, среди леса. В писательском посёлке, однако, всего в получасе от Москвы. У него была литфондовская дача с огородиком, где можно работать, не для пропитания, а лишь для успокоения души. У Пастернака одновременно две семьи, которые, как это ни удивительно, даже располагаются по соседству. Он проводит время у «подруги», но работать предпочитает в уюте своего привычного кабинета, прекрасно уживаясь в обеих семьях.
Счастливое время для Пастернака, возможно даже, самое счастливое в его жизни. Но одновременно с этим – неизбежное для порядочного человека чувство вины перед родными людьми. Однако всё это в комплексе идёт на пользу творчеству. За один только 1956 год написано немногим меньше сорока стихотворений. Среди них нет ничего патриотического. Зато рождаются прекрасные стихи.
Жанр, направление и размер
- Жанр произведения – лирическое стихотворение;
- Направление – символизм.
Стихотворение «Июль» написано с использованием перекрестной рифмы и не самым распространённым стихотворным размером: четырёхстопным ямбом, композиционно состоит из 7 строф, разделённых на 2 части, первая из которых близка по своему содержанию и структуре к загадке – одному из известных родов фольклорного творчества.
Сочетание неточных и нестандартных рифм придаёт стихотворению некоторую небрежность и лёгкость. Можно даже сказать – создаёт озорное настроение. Благодаря особенной, необычной рифмовке стихотворение приобретает хорошо ощутимую музыкальность.
Композиция
В первой части стихотворения, состоящей из 4 катренов, автор пытается заинтриговать читателя с помощью неоднозначных и загадочных строк. Читатель ещё не понимает, о ком идёт речь в произведении. Кто-то или что-то, возможно привидение, или домовой крадётся по дому без разрешения хозяев и занимается мелкими шалостями. Как уже говорилось выше, поэт прибегает к использованию загадки. Но затем, во второй части, ближе к середине стихотворения (точнее, ровно в середине, можно посчитать по строчкам) читатель видит, что речь идёт об июле.
Кроме того, автор поясняет, что июль — не просто «случайный прохожий», забредший в уже занятый дом. Он показан в роли арендатора уже занятой дачи, которому хозяева сдают свой дом во временное пользование. Заканчивается произведение более подробным описанием главного героя, без использования путающих читателя загадок.
Образы и символы
Герой повествования — летний месяц. Автор использует развёрнутые олицетворения для описания главного героя повествования, чтобы «очеловечить» его, в этом состоит своеобразие и особенность поэтических образов в стихотворении.
Летний месяц показан в виде «дачника-отпускника», распоряжающегося домом по личному усмотрению. Он чересчур легкомыслен, немного небрежен, не может удержаться от того, чтобы не подшутить над другими жителями. Кроме того, в произведении непрестанно присутствует образ владельца дачи, где безобразничает июль. Однако хозяин не переживает из-за своего необычного соседа. Наоборот, он рад ему и с пониманием, лёгкой иронией и, возможно, даже нежностью относится к новому, пусть и временному, жильцу.
Темы и настроение
Основная и вечно любимая тема поэта – неразрывная связь человека и природы, их единство. «Июль» является прекрасным примером пейзажной лирики. Автор не прекращает восхищаться своеобразием и великолепием одного из самых, по его мнению, приятных месяцев года, и ему удаётся разделить своё восхищение с читателем.
В этом стихотворении природа пытается расположить читателя к тому, чтобы он отложил, пусть даже только на время, все свои дела и посодействовал проказнику-июлю в его весёлых забавах. Еще одна важная тема творчества Пастернака – это его настроение: радость самой жизни и чувство благодарности к ней.
Идея
Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.
Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.
Средства художественной выразительности
В этом произведении образ июля создают в первую очередь олицетворения. Читатель наблюдает озорника, даже хулигана, которым предстаёт летний месяц, наделённый человеческими чертами. Характер июля кажется живым, в том числе благодаря тому, что Пастернак добавил разговорную лексику и просторечные выражения. Поэт привносит в стихотворение разнообразные тропы: сравнения («И с занавеской, как с танцоршей»), инверсия («Июльский воздух луговой») и т.д.. При этом в тексте практически отсутствуют эпитеты, самый распространенный троп в русской словесности. Этот факт лишний раз подчеркивает оригинальность автора.
С годами Борис Пастернак по большей части изменил своё отношение к литературе. Он практически прекратил использовать приёмы футуризма, излюбленные им в молодости. Но, по всей видимости, невозможно полностью поменять структуру сочинения, ведь в некоторых поздних произведениях всё же проступают черты описанного направления. По прошествии времени поэт остаётся верен своим основным идеям: одушевление предметов и явлений. И это только помогает произведениям обрести необычную метафоричность и, что, возможно, даже важнее – особую образность.
Автор: Константин Лукановский