Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Комната»

Бродский был истинным мастером пера. Его поэзия имеет крепкую философскую основу и некую золотую середину между политичностью и аполитичностью. Большое влияние на его творчество оказали поэты-акмеисты. Он был затворником своей гениальности и пленником своей колкой поэзии. Это явление прекрасно прослеживается в его стихотворении «Комната».

История создания

Данное произведение было написано в 1970 году. Этот год преисполнен различными политическими событиями по всему миру. Также 1970-й год — это начало периода «Эпохи застоя» в СССР, который охватывает как социальную, так и экономическую сферы. Появилось такое явление, как стагнация. Так же руководству Советского Союза было выдвинуто обвинение в установлении «фашистского диктаторского режима» и «закоренелом неоколониализме» со стороны китайского лидера Мао Цзэдуна.

На момент написания стихотворения «Комната» Бродский находился в достаточно молодом возрасте. Ему было всего 30 лет. При этом его ментальная зрелость превышала физический возраст. Неудивительно, ведь это поэт с очень сложной судьбой. Зимой 1964 года ему уже дважды приходилось лежать в психиатрической больнице на «обследованиях». По его словам, это было хуже, чем ссылка или тюрьма. Это наложило большой отпечаток на его творчество, в частности на написание «Комнаты». В 1972 году Иосиф Бродский был вынужден эмигрировать в США. Он был неугоден советской власти. Произведение «Комната» отражает состояние автора, находившегося под вечным прессингом со стороны правительства. Ему приходилось жить в ограниченном пространстве, быть в некотором смысле отшельником и изгоем, прячась от хаоса и беспредела в своей комнате.

Жанр, направление, размер

Это стихотворение можно отнести к такому направлению, как метафизическая поэзия и постмодернизм. Отличительными чертами этих характеристик являются ирония, смысловая многогранность и нивелирование авторского начала. Данные признаки можно найти и в данной работе.

Произведение имеет ломанный размер, а именно это семистопный ямб, переплетенный с пиррихием. При написании стихотворения «Комната» Бродский использовал параллельную рифму.

Жанр «Комнаты» — обращение, ведь рассказчик обращается к читателю, убеждает его, создавая иллюзию диалога.

Образы и символы

Центральное место в стихотворении занимает комната, которую автор оживляет и наделяет человеческими чертами. Это некая живая и мыслящая крепость, в которой укрывается лирический герой от массовой истерии и государственного безумия. Она догадывается, как выглядит опальный житель, но ей можно доверять, судя по всему. В выходе из нее он не видит смысла потому, что бессмысленна вся советская система, построенная на подавлении личности и ее лучших качеств.

Он баррикадируется в ней от: «хаоса», «эроса», «космоса», «расы» и «вируса»:

  1. Пока рассказчик находится в своей комнате, время («хронос») для некого останавливается.
  2. Ему не нужна любовь («эрос»), ведь он лишён этого чувства, он нашёл комфорт и уют в одиночестве.
  3. «Вирус» — массовая внутригосударственная эпидемия, лишающая людей права голоса и парализующая течение их жизни.
  4. «Раса» — это искусственно созданный советскими идеологами и пропагандистами тип «советского человека», который не зависит от нации, являясь носителем общей для всех ментальности. Из-за масштаба клонирования этих людей автор говорит о целой расе, которую стоит избегать в целях сохранения индивидуальности.

Лирический герой не видит надобности выходить из замкнутого пространства, ведь вернувшись обратно он станет морально «изувеченным» от увиденного. Он призывает быть ограниченным не только в пространстве, но и в словах, а вернее в буквах: «Ты написал много букв; еще одна будет лишней», — дабы не написать чего-то непозволительного с точки зрения цензуры. Не секрет, что поводом для его принудительного лечения стало творчество. На суде поэта признали тунеядцем, то есть безработным. Бродский говорил, что он – поэт, но судейские чиновники рассудили, что если его никто не назначал на эту должность, то и профессией ее считать нельзя, на что подсудимый заявил, что литература – это призвание. Так он оказался в доме для душевнобольных.

Лирический герой против тоталитарного государственного режима, и он презирает тех, кто готов с этим примириться: «Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были». Этими строками он доказывает, что единственным спасением от порочного круга реальности является индивидуальность, которую человек постигает и развивает наедине с собой.

Темы и проблемы

Творчество Иосифа Бродского поражает, ужасает и одновременно завораживает мрачностью и упадничеством – главными мотивами этого стихотворения. В своих произведениях он описывал «Закат Советской эпохи» — это и есть богатая социальная, политическая и философская проблематика. Здесь и деградация уставшего от подавления народа, и потеря смысла бытия и связи с обществом, и всепоглощающий страх оказаться в жерновах системы.

Основная проблема данного произведения — это хаотичное состояние внешнего мира. В нем у человека нет опоры, нет надежды и веры в будущее. Он замыкается в себе и отгораживается от всего, что может нарушить его хлипкую внутреннюю гармонию – аскетизм наедине со стеной и стулом. Так же здесь присутствует извечная проблема свободы слова. Лирический герой ограничен в словах, находясь под гнётом государства.

Главные темы: поэт и поэзия, человек и общество.

Смысл

Смысл стихотворения «Комната» состоит в том, что человек вынужден находиться в замкнутом пространстве, скрываясь от внешнего, кипящего безумием мира. Для лирического героя одиночество — это единственный выход не сойти с ума и не заразиться «вирусом». Ему неприятна текущая эпоха и социум, живущий «двойными стандартами». Там, на улице и в соседних квартирах, находятся лишь «диванные комментаторы», «комнатные философы и ораторы» и «кухонные политики», которые за глаза осуждают, но каждым своим действием поддерживают ненавистный режим.

Кроме того, жизнь наедине со стеной и стулом обеспечивает личности право на самобытность. В такой обстановке человек может не отвлекаться на соблазны вроде эроса, а творить, мыслить, искусственно синтезировать недостающую свободу и упиваться ею, забываясь и избавляясь от суеты.

Автор: Анастасия Некрасова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *