Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Любить иных…»
Зачастую талантливые, творческие люди – личности необычные. Они более чувствительны и наблюдательны, могут ощущать и созерцать то, на что не обратит внимания обычный, простой человек. С некоторыми из них не всегда легко общаться, да, впрочем, как и с любым из нас, а другие притягивают к себе, как магнитом, своей душевной теплотой, внутренним светом, одухотворенностью, участьем. Семейная жизнь у людей творческих профессий не всегда складывается счастливо, так как зачастую в таком союзе супруга или супруг жертвует своими интересами, принципами в пользу своей талантливой половинки. Такие браки часто распадаются, так как отношения между партнерами постепенно заходят в тупик. Ведь каждый из нас хочет заниматься своей любимой деятельностью, стремиться к самовыражению, а также, чтобы его понимали и считались с его мнением и интересами. Иными словами, нам хочется быть самими собой, жить полноценной жизнью, и поэтому такая своеобразная жертвенность со временем надоедает, становится неприятной, гнетущей. А когда семью создают 2 творческих человека, то их союз бывает еще более непрочным, если выразиться точнее, хрупким. Основной трудностью в отношениях этих людей становится их творческая деятельность, то есть верность и служение искусству. Творчество их и объединяет, сближая духовно, и одновременно осложняет семейные отношения. Именно об этой трудности писал сын известного отечественного поэта Бориса Пастернака и художницы Евгении Лурье, вспоминая об отношениях родителей в его семье. О главной причине сложности совместного с супругой существования пишет и сам Пастернак в своем стихотворении «Любить иных…». Анализу именно этого произведения и посвящена данная статья на нашем Интернет-ресурсе.
Содержание:
История создания
Впервые Борис Леонидович и Зинаида Николаевна Нейгауз встретились в 1929 г. На тот момент поэту было почти сорок лет, и он не был счастлив в браке. Выяснения семейных отношений в его доме сопровождались частыми скандалами.
Зинаиде было 33 г., у нее сложились отличные отношения с супругом, они растили двоих сыновей. Женщина вспоминает, что однажды Пастернак пришел к ее супругу Генриху Густавовичу для разговора. Они долго общались в его кабинете за притворенными дверями. Потом поэт ушел, а супруг сказал ей, что им нужно серьезно поговорить. Генрих Густавович поведал жене о цели визита Пастернака, Борис Леонидович сказал ему, что полюбил его супругу и что возникшее чувство к ней никогда его не покинет. Супруги вдвоем некоторое время сидели со слезами на глазах, потому что испытывали друг к другу искреннюю, сильную любовь и жили дружно.
Брак Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз был узаконен в 1932 г. Рассматриваемое произведение «Любить иных…» поэт написал в 1931 г. Посвятил он его ей. Это стихотворение вошло в сборник автора, который получил название «Второе рождение».
Этот сборник был признан литературоведами и критиками самой «зрелой» книгой Пастернака. Хотя в ней не прослеживается единый образ, нет главной темы, связывающей все произведения сборника. Каждый стих, вошедший в эту книгу, существует сам по себе. Стихи не выстраиваются в единую поэтическую линию, но в них уже нет прежней наивности, их лирический герой значительно повзрослел.
Жанр, размер, направление
Анализируемый стих написан в жанре элегии. Пастернак размышляет в нем о любви, о том, что одних любить тяжело, а других – светло, легко, захватывающе. По мнению Николая Гоголя, элегическое произведение является историей, исходящей из сердца, что оно может быть различным: и кратким, и длинным. В нем может быть много образов и средств выражения, или сочинение может быть немногословным и иметь небольшое количество образов и художественных тропов. Оно может быть посвящено единственному объекту или группе объектов, но в любом случае элегическое произведение окрашено меланхолическими красками.
Анализируемое произведение имеет задумчивый настрой, но печали в нем нет.
Кроме того, оно является посланием, потому что поэт несколько раз обращается к своей собеседнице, в которую влюблен («…а ты прекрасна без извилин…», «…твой смысл, как воздух, бескорыстен…»). Именно она пробудила в нем элегические размышления.
Пастернак начинал писать в футуристическом направлении, но приглядывался и к символистическому, хотя эти идеологии противоречат друг другу. Позже, в двадцатых годах двадцатого столетия, поэт создает собственную идеологию, отличную от всех литературных течений. И рассматриваемый стих не исключение. Его нельзя отнести к какому-то конкретному направлению в литературе. Он, как и другие творения автора, по-своему уникален.
Произведение написано в четырехстопном ямбе с перекрестной рифмовкой. В нем чередуются мужская и женская рифма. Такое сочетание размера и порядка чередования рифм делает стих «Любить иных…» мягким, нежным, певучим, незавершенным. Иное сочетание рифм сделало бы текст четким и завершенным.
Композиционные особенности
Текст стиха состоит из трех четверостиший, они же являются частями композиции.
- В 1-ой строфе обозначается тема всего стихотворения.
«Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен».
- Автор рассуждает о том, что кого-то тяжело любить, вероятно, имея в виду свою первую супругу, художницу Евгению Лурье, а кого-то – легко и приятно, противопоставляя ей свою другую возлюбленную, прекрасную хранительницу семейного очага – Зинаиду Нейгауз. Пастернак пытается понять, почему так происходит, что одни любовные отношения несут увлеченность, легкость, взаимопонимание, делают влюбленных счастливыми, а другие – мучительны для любящих людей, вызывают у них душевный дискомфорт, угнетенность, опустошенность, то есть, делая их несчастными. Автор старается разгадать причину такого разного воздействия любви на самих влюбленных.
- Во 2-ой строфе поэт описывает образ любимой, используя различные сравнения – с весной, с «шорохом снов», с « шелестом новостей и истин», с «воздухом», наделяет его красотой и бескорыстностью. Лирический герой не осознает причины «воспламенения чувств», но сравнивает их с чувствами, которые возникают в душе человека в связи с приходом весны.
- В 3-ей строфе автор уже не обращается к любимой. Здесь он делится с читателями со своими желаниями, намерениями. Он говорит о том, как было бы прекрасно однажды проснуться поутру и обнаружить, что все, что было, уже в прошлом, и не нужно о том волноваться, то есть не надо затенять ясный день «словесным сором» — ненужными объяснениями, когда самое главное и так понятно. Вероятно, заключительная часть отражает некоторое чувство вины поэта в отношении бывшей жены Евгении Лурье. С ней он сохранил доброжелательные отношения после расторжения брака.
Образы и символика
Среди образов, представленных в стихе, нужно отметить следующие:
- Образ любимой женщины, собеседницы, который становится в тексте основным. В нем угадываются черты второй жены Пастернака Зинаиды Нейгауз. Для него она стала идеальной женщиной, в которой удивительным образом сочетались и загадочность, и простота. Зинаида Николаевна и Евгения Лурье были абсолютно не похожи, а точнее полными противоположностями друг дружки. Вторая жена – женщина спокойная, уступчивая, добродушная, хозяйственная, мягкая в общении. В браке с Евгенией уступать и решать хозяйственно-бытовые проблемы приходилось Борису Леонидовичу.
- Вторым, заметным образом в произведении, становится образ лирического героя, в котором читатель видит самого поэта. Это интеллигентный, умный, тактичный человек, с философским подходом к созерцанию мира. На это указывают размышления автора, его постоянные поиски смысла жизни, стремление к утонченному самовыражению, желание найти что-то неизведанное.
В тексте мы не наблюдаем четких символов, но встречаются яркие, необычные метафоры, сравнения, примеры аллитерации.
С помощью них Пастернак размышляет о причине возникновения любовного чувства к замужней женщине, к супруге друга, Зинаиде Нейгауз. Его размышления грубоваты, но весьма доверчивы и искренни. Они свидетельствуют о возвышенном чувстве поэта.
Также употребленные метафоры помогают показать любимой ее место в жизни Пастернака, значимость, отношение мужчины к ней.
Говоря о сне, автор ассоциирует это явление с чем-то мистическим, загадочным, не поддающимся объяснению. Люди видят сны не всегда ясные и понятные, бывают едва уловимые, ускользающие из их сознания и памяти. Пастернак сравнивает любимую со сном, легким, неземным, ускользающим.
В стихотворении поэт говорит о весне, именно тогда «слышен шорох снов». Весна – символ юности, душевного обновления, творческого вдохновения. Пастернак подчеркивает, что именно любовное чувство подвигло его на решительные действия, на создание новых прекрасных стихов, наполнило смыслом его дальнейшую жизнь.
Кроме неземного, возвышенного, есть в его возлюбленной и что-то земное, приземленное, потому что ему слышится «шелест новостей и истин». Автор наделяет свою любимую, как недосягаемостью, так и простыми, доступными понимания человеческими качествами. Для него она будто «воздух», до нее нельзя дотронуться, она невидима, но поэт чувствует, ощущает ее присутствие рядом с собой, и это для Пастернака необходимо. Он считает, что даже если ему и удастся раскрыть все тайны загадки любимой, его интерес к этой женщине не пропадет, потому что он любит ее и за вполне понятные земные качества, такие как искренность, предсказуемость, мягкость, уступчивость, душевность.
Под «словесным сором» автор подразумевает пылкие любовные признания, страстные речи, романтические обещания, которые когда-то исчезнут, и тогда жизнь станет чище и легче.
Фразой «И жить, не засоряясь впредь…» Пастернак сообщает о своих намерениях идти по жизни с возлюбленной без «сора» и иллюзий. Таким литературным приемом поэт дает понять, что его любовное чувство искреннее, сильное и чистое.
Кроме всего сказанного, стоит заметить, что на протяжении жизненного пути поэт любил трех женщин – Евгению Лурье, Зинаиду Нейгауз, Ольгу Ивинскую, хотя бывали иногда и случаи измены с его стороны. Зинаиду Нейгауз Борис Леонидович не бросал до конца своей жизни. Он сдержал свое обещание.
Тематика, проблематика, настрой
Основной темой произведения является любовь со всей ее многогранностью и разновидностями проявления.
В любовной лирике поэт словно выражает свою просьбу к читателям понять его отношение к этому самому важному в жизни каждого человека чувству, его взгляд на любовные отношения между мужчиной и женщиной. Автор хочет, чтобы читатели отнеслись доброжелательно и с пониманием к его внутреннему состоянию, которым он стремится поделиться с ними. При этом он старается не нарушить собственный покой, свои принципы.
В отношении своих родных и близких автор вел себя тактично и осторожно, не вламывался в их внутренний мир, а прислушивался к ним, стремился почувствовать их душевное состояние.
Проблематикой произведения становится то обстоятельство, что Пастернак испытывал искренние любовные чувства к двум совершенно разным женщинам.
Вследствие этого возникают вопросы: можно ли любить одинаково сильно и искренне двух и более человек? Каким могущественным и сильным может быть любовное чувство, насколько оно многогранно? Именно они определяют проблематику рассматриваемого стиха.
Произведение проникнуто душевным, вдохновляющим, светлым настроем. Оно создает уверенность в том, что, ежели когда-нибудь завеса влюбленности спадет, то между людьми все равно останутся другие, более естественные, земные чувства, ощущаемые на физическом уровне и не только, которые не менее важны в отношениях, они делают родными любящих людей. Это чудесные и приятные чувства, ощущения и эмоции.
Многие литературоведы сходятся во мнении, что все творчество Пастернака отличается своей человечностью, простотой, проникновенностью, доступностью для читателей, и в то же время оно особенное, поражает своей самобытностью, уникальностью, нетипичностью. Люди не всегда понимают смысл его стихотворений, что же именно хотел донести до их сознания автор, но они ими наслаждаются, связывают с собственной жизнью.
Основная мысль, идея
Главной мыслью стиха «Любить иных..» стало мнение поэта, которым он делится со своими читателями, о том, что тяжело одновременно любить двух совершенно различных женщин. Пастернак признается в том, что ему хочется, чтобы тяжесть и чувство вины покинули его сердце. Но этого не происходит. И такой факт говорит о том, что первая супруга Бориса Леонидовича для него по-прежнему дорога, много значит и занимает частицу его сердца, в которое уже вошла другая женщина, ставшая его новой супругой. Пастернаку в тот момент было нелегко, он не мог поверить, что такое может быть, что в его сердце совмещаются любовные чувства к двум разным женщинам. Каждую из них он любит по-своему, и эти ощущения пронесет через всю жизнь. К такому выводу пришел автор, и его точка зрения является основной мыслью анализируемого стихотворения.
Художественные средства
Выразительные средства и приемы, которые употребил Пастернак в произведении «Любить иных…», свидетельствуют о высочайшем мастерстве автора, об его уникальности, особом «фирменном» стиле, об изящности художественных тропов, об умении Пастернака полно и глубоко раскрывать тематику и проблематику своих творений. В данном сочинении поэт использует широкий спектр средств выразительности:
- Эпитеты – «тяжелый крест», «небольшая хитрость»;
- Олицетворение – «слышен шорох снов»;
- Сравнение – «твой смысл, как воздух, бескорыстен»;
- Инверсия – «весною слышен шорох снов»;
- Гротеск – «проснуться и прозреть»;
- Аллитерация – «весною слышен шорох снов», «словесный сор из сердца вытрясть» и другие примеры;
- Антитеза – «Любить иных – тяжёлый крест, А ты прекрасна без извилин…».