Анализ романа «Женщина в песках»

Культура страны Восходящего Солнца полна загадок. Нам сложно понять и принять постулаты Восточной философии, нам тяжело читать их прозу и поэзию. Но есть среди них самородок, многие называют его японским Кафкой или последователем Достоевского. Кобо Абэ  —  удивительный человек, сумевший стереть культурные границы между Японией и Европой. Он подарил соотечественникам театр абсурда, а нам оставил множество удивительных романов, один из которых называется “Женщина в песках”.

История создания

История создания романа началась ещё в 1951 году. Тогда Абэ в своем романе «Стена. Преступление господина S Карума» затронул тему, созвучную с «Женщиной в песках». Главного героя постигает ужасная участь – он превращается в визитную карточку. Из-за этого его перестают признавать, ведь имя можно легко заменить порядковым номером карточки. В личности человека происходят тотальные изменения. Он перестает понимать, кем является и для чего пришел в этот мир, начинает защищаться от внешнего воздействия, окружает себя некой «стеной», которая закрывает герою путь к освобождению.

Подобные сюжеты присутствуют и в таких романах Кобо Абэ как: «Чужое лицо» (1964 г.), «Человек-ящик»(1973 г.), «Сожженная карта» (1967 г.)

Жанр и направление

«Женщина в песках» — это роман, написанный в лучших традициях литературы постмодернизма. Некоторые критики сравнивают его с экзистенциальной литературой. В особенности, мысли Абэ совпадают с размышлениями Франца Кафки и Жан-Поля Сартра.  Главный герой чем-то отдаленно напоминает нам уже знакомых Грегора Замзу и Антуана Рокантена.

О японской культуре в произведении говорит концепция буддийского коана, по которой развивается действие в романе. Монах (Ники Дзюмпей) отчаянно ищет разгадку тайны, созданной гуру (женщиной) в формате философского вопроса. В попытках найти ответ человек познает истину, так и главный герой отыскал для себя выход – смирение.

Главные герои и их характеристика

  1. Ники Дзюмпей ­­ — человек, страстно увлекающийся изучением насекомых. Он приезжает в пустынную местность, чтобы найти шпанскую мушку, но в итоге оказывается в заточении в яме посреди пустыни. Кобо Абэ раскрывает нам путь становления, из борца за свободу герой превратился в смиренного раба. Фигура маленького человека проглядывается через строки, напоминая Гоголевскую “Шинель”. Только у Абэ мы видим обратный эффект. Волна безразличия накрывает ученого с головой, в конце он не пытается ничего сделать, когда появляется идеальная возможность для побега.
  2. В произведении рассказывается о человеке, но главным героем является именно песок. Описания разных его состояний, которые порой могут пугать, занимают большую часть книги. И тут интересно рассмотреть символику песка, которая относится к религии. У буддистов песок обычно ассоциируется с очищением, омовением, так как в засушливых регионах он заменял воду при мытье и чистке посуды. В христианстве же песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение и течение времени (ассоциация с песочными часами). Таким образом, меняя отношение к заточению, герой переходит из христианской парадигмы мышления в буддийскую, так как его трактовка того же песка меняется.
  3. А теперь посмотрим на одну из героинь романа — женщину. Она явно никак не обременена своим существованием, смиренно принимает свою судьбу, проповедуя тем самым буддизм. Мужчина же в противовес ей, является представителем европейцев: он не типичный японец, ведь изначально не был готов покоряться обстоятельствам. У героини нет имени, так как она лишена индивидуальности, вся ее сущность разлита в окружающей ее стихии. Это снова играет важную роль в противопоставлении культур, ведь культ индивидуализма – краеугольный камень европейской философской мысли. Немало важен и тот факт, что она – женщина, а у слабого пола более развиты чувства, а не разум. Героиня не пытается жить рационально, ею движут эмоции, интуиция и подсознательные мотивы.

Тематика

Тематика романа весьма обширна. Здесь мы можем уловить размышления о любви, ненависти, одиночестве, потребительском отношении к женщине, однообразном течении жизни, мечтах и стремлениях.

  1. Любовь и ненависть тесно переплетаются друг с другом, ведь изначально герой злится на безвольную, апатичную и все же пересилившую его женщину. Позже их отношения сменяются лихорадочной и противоречивой страстью, в которой Ники Дзюмпей теряет имя и становится просто мужчиной. При этом его тяга к свободе не ослабевает, даже усиливается вместе с жаждой женского тела, но оба этих стремления стоят друг против друга. В этом противоборстве писатель показывает извечную дуэль между свободой, личностной целостностью и любовью, которая меняет человека и отнимет его независимость. Его экзистенциальный европейский герой хочет сохранить себя, отчаянно сопротивляется и с жестокостью поддается влечению в попытках остаться собой.
  2. Смысл жизни. Изначально пленнику дико ощущение полной бесполезности бытия обитателей песчаных ям. Они выкапывают песок, который вскоре снова возвращается на место и засыпает их жилища. Они всего лишь оттягивают наступление конца, а не решают проблему. При этом они не уходят из нищей деревни в поисках лучшей доли. Но автор внимательно подмечает, что офисное существование Ники ничуть не лучше, а то и хуже быта женщины из-за лицемерия, окружавшего его. Таким образом, то, что мы для вида начиняем смыслом, — всего лишь прозябание в песчаной яме. Женщина хотела радиоприемник так же, как мужчина желал найти шпанскую мушку, между ними нет особой разницы.
  3. Одиночество. Ники одинок не меньше, чем героиня, потерявшая семью. Просто он искусно обманывает себя, находясь в обществе, завязывая ни к чему не обязывающий роман и т.д. Он жил в такой же яме и в городе, ведь никто так и не понял его по-настоящему. Коллеги считали его странным, его девушка не придавала их роману особого значения и т.д.
  4. Свобода. Герой жаждет вырваться из плена, но лишь к финалу понимает, что весь мир, по большому счету, — пустыня, где люди блуждают в поисках радиоприемников, и чтобы обрести их и продолжать хождение, они черпают песок – время, которое норовит засыпать их в любую минуту. При таком подходе свобода – лишь видимость.
  5. Автор также предлагает читателю поразмышлять о религии, если тот обнаружит в тексте множество умело спрятанных намеков. Как уже было сказано, противопоставляются две философских парадигмы – Восток и Запад. Рациональный, зацикленный на своей индивидуальности, мятежный мужчина и женщина-стоик, спокойно и безмятежно чувствующая жизнь, как она есть.

Проблемы

Основная проблема в романе раскрывается при помощи рассуждений о смысле жизни. Человек утратил связь с окружающим миром, полностью сосредоточился на собственном «я» и понял, что его жизнь в заброшенной деревне почти ничем не отличается от жизни в Токио. Именно в тот момент пропадает мотив сопротивления. Герой затихает, пытаясь принять мысль о том, что он — лишь песчинка, как и все люди вокруг него. Если раньше он пытался найти причину, чтобы считать себя исключительным, то сейчас отдался вольному течению.

Но Ники Дзюмпей, практически в самом конце произведения, обнаруживает в песке воду. И эта деталь не является случайной. В тот момент он понимает, что жизнь и её спасение зависит лишь от него самого. Его попытки к сопротивлению не были беспочвенны. Вода является своеобразной наградой за старания. Здесь становится очевидной символика воды и песка в произведении. Песок – общество, которое требует от каждого подчинения и одинаковости, а вода – сама жизнь, и она может позволить человеку переродиться, стать другим, смыть с себя все устоявшиеся порядки и воскреснуть в новом обличье.

Смысл

Смысл романа кроется в вопросе, который читается между строк, — какая позиция человеческой жизни достойна уважения? Бесконечная борьба с обществом и повседневностью или же смирение со своей незначительной и серой ролью в этом мире? Здесь остро стоит вечный вопрос о существовании человека, о смирении и противостоянии, о неизбежности судьбы или возможности изменить действительность.

«Сорвавшаяся с крючка рыба всегда кажется больше пойманной» — так Кобо Абэ в одной лишь цитате из своего романа словно подсказывает нам ответы на заданные вопросы. Подробнее об этом мы написали здесь.

Символы

Значение и роль образа песка в произведении мы описали в пункте «Главные герои и их характеристика», символ воды разобрали в пункте «Проблемы», что же еще остается неразгаданным?

  • Шпанская мушка. Герой отправляется именно за этим насекомым, из которого делаю смертоносный яд. Например, от такой добавки умерли все гости Маркиза де Сада, когда он захотел подзадорить их перед оргией. Любителю коллекционирования это существо тоже принесло гибель, ведь именно из-за него он попал в западню. Кстати увлечение Ники не случайно: автор поставил его на место пойманной диковинки, обреченной на смерть в неволе.
  • Пустыня – символ одиночества и опустошения. Такой же гладкой безжизненной поверхностью предстает перед читателем герой, когда тратит свой отпуск на одинокое хождение в песках. Кстати именно в пустыне пророки встречались с соблазнами, а затем и с самим создателем. Возможно, это отсылка к христианскому мифологическому миру, где судьбоносные встречи с Богом происходят вдали от людей и городов. Так и Ники Дзюмпей открыл для себя истину в тех местах.
  • Море – символ мятежа и бури в душе. Оно постоянно слышится главному герою, как будто все время находится рядом. Оно же является важным ориентиром для побега.
  • Яма в песке – это метафора нашего существования. Обстоятельства все время грозят обрушиться на нас, но мы их разгребаем, дабы продолжать жить. Без этого монотонного труда невозможно существовать.

Критика

Самый знаменитый в России филолог-востоковед Николай Федоренко так отзывался о творчестве Кобо Абэ:

Язык Абэ отличается лапидарностью: при определенной сжатости глубоко выразителен. Никакой нивелировки языка: он сохраняется ясным,  живым, уходящим корнями в живую речь. У писателя свой, самобытный почерк. И свои убеждения и привязанности. Думается, что главной болью его стала боль за человека той Японии, современником которой он является. Быть  может, не слишком много в японской литературе таких писателей, которые столь болезненно испытывают чувство вины перед обществом, вины  человека, который сам живет в этой социальной среде и которого неотвязно преследует трагедия происходящего.

Автор: Александра Давыдова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector