Парадоксальность финала романа «Женщина в песках»

Роман «Женщина в песках» — уникальный гибрид экзистенциальной философии и восточного менталитета. Повествование затягивает читателя, как песок, что пленил самого героя. Мы спускаемся в яму, чтобы переночевать и на утро отправиться дальше, но вязнем в безмолвной трясине непонимания, откапывая себе место в этой книге. Понимание приходит к нам так же туго, как к главному герою. Он – карикатурное ворчливое воплощение западного конформиста в поисках диковинного и редкого вида – истины. Не все находят в себе силы и желание остаться вместе с Ники и его новообретенным смыслом жизни. Однако те, кто все-таки дошел до финала, наверняка не могут покинуть яму, не разгадав тайну ее обитателя. Почему главный герой романа «Женщина в песках» Ники Дзюмпэй  остается в деревне? Лестница спущена, никого нет, что же ему помешало? Разгадка дает нам ключ к понимаю смысла романа.

В чем заключается парадокс финала романа «Женщина в песках»?

Парадокс в том, что Ники Дзюмпею наконец-то представилась возможность бежать, но он этим не воспользовался.  Вожделенная лестница была у него перед носом, а он вылез и решил отложить побег. Как показывает заключение, он так и не ушел из деревни. Финал открытый, но вместе с тем мы понимаем, что раз герой не ушел тогда, он вообще не уйдет. Опять же, про свое инновационное устройство Ники не хотел говорить, так как думал использовать его как противовес силе деревенских жителей. Они больше не могли шантажировать его водой. Но тут он ни с того, ни с сего решил кому-то о нем рассказать, то есть усовершенствовать жизнь в деревне, а не обеспечить ее себе. Значит, поменялось его отношение к яме – уже не тюрьма, а дом. Благодаря чему же? Беременность женщины? Но мы видим, как он отводит глаза, как равнодушно ее провожает. Метаморфоза не ясна нам, так как изначально буддист из Ники никакой, он как раз воплощение рационального европейца и конформиста (в нем мещанин боролся с экзистенциалистом) в Азии. По крайней мере, таков он в начале. Но, видимо, пески превратили его то ли в последователя Будды, то ли в ярого экзистенциалиста … а может и просто в равнодушного усталого человека, такого, как и все мы.

Экзистенциальная трактовка финала

Ники понял, что песочная яма ничем не отличается от его повседневного существования в городе. Он так же работает без пользы и без радости, так же проводит время с женщиной, так же зависим от социума. Пожалуй, яма имеет даже некоторые преимущества: прямых контактов с обществом нет, работа направлена на выживание, а не на бантики от потребительского мира типа модного шмотья и навороченной машины. Он менее зависим, как не парадоксально: поводов для зависимости меньше, так как аскеза подразумевает свободу. Мы вот привязаны за ниточки кукловода к скале, где общественное мнение клюет нас в печень: ты хуже его, тебя начальник меньше хвалит, у тебя платье дешевле или волосы короче. Нами движет суета, управляют нами мелочи и занимают пустяки. А в яме всего лишь менее комфортно и все, если задуматься. Но для нас комфорт и бантики – это смысл жизни. Яма исцеляет нас от этого. В ней мы как раз свободны от мелочей. Мы можем думать, мы не одни, есть любимый человек, а разве не довольно? Кобо Абэ, как известно, этим довольствовался и нам, очевидно, советовал. Поэтому Ники остается в яме, он понял, что главное у него есть, а мишура лишь заполняет его жизнь песком, но куда более мерзким.

Буддийская трактовка финала

Основы Восточной философии не сложны для понимания: необходимо находить наслаждение и отраду в каждой мелочи  и довольствоваться аскетически малым, даже имея большие возможности. Во всяком поражении, в любой неудаче есть положительные моменты: опыт, житейская мудрость, новые знания и возможности, и наоборот – невозможно вечно праздновать победы и смаковать триумф, иначе – расплата неизбежно последует.

Возможно, герой нашел свое наслаждение в приобретении радиоприёмника и изобретении устройства для добычи чистой воды. Он стал просто мужчиной, отмежевавшись от личности, навязанной ему окружением. Многие его взгляды и даже свойства характера, на самом деле, были заученными мантрами, которые хором повторяют все члены общества комфорта и самопожертвования ради него. Герой осознает, что радоваться нужно каждому дню, отвоеванному у беспощадной стихии. Он постигает первобытные истины, простой крестьянский труд, естественные чувства и повадки. В полном смысле свободным человеком он становится в плену, как ни странно, ведь очень часто в абсурдном мире все встает с ног на голову.

Пессимистическая трактовка финала

Конечно же, то, что Ники остался в яме, можно понять и по-другому. Он просто отказался от своей цели, предал мечту о свободе. Если раньше он хотел добиться независимости и справедливости, то в финале произведения разменял амбиции на радиоприёмник. Песок – рутина существования, метафора бесцветной монотонной жизни ради обеспечения собственного существования. У героя нет сил трезво оценивать ситуацию и разрабатывать планы побега. Он устал и отказался от бунта. Кризис среднего возраста, когда его бросало из стороны в сторону, миновал. Молодой человек окончательно со всем примирился, завязал презентабельную петлю на шее и пошел отгребать свой песок. Теперь он зрелый человек с потухшими глазами и остывшим сердцем. Мы видим, как равнодушен он ко всему происходящему вокруг. Это ли радость обретения смысла?

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *