Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)

Сибирский писатель В.П.Астафьев в своих произведениях старался показать читателям важность и необходимость сохранения и приумножения русской культуры, формировать бережное отношение к окружающей среде и быть неравнодушными к проблемам экологии, а также тонко затрагивал вопросы нравственности городских и деревенских жителей. Он очень ярко и красочно описывал местный колорит, быт, обычаи и традиции сибирских народов.

Его повесть «Царь-рыба» вошла в одноименный сборник рассказов автора, которые связаны временем и местом, объединены темами браконьерства, отношений между людьми, а также между человеком и природой.

История написания

Повесть «Царь-рыба» является самым главным произведением авторского сборника. Сам сборник впервые издался в 1976 г., произведение «Царь-рыба» в нем было пятым.

Все произведения сборника автобиографичные. Писатель продолжительное время жил в сибирской глубинке и хорошо знал местные законы, обычаи, нравы. В своем сборнике он знакомит нас с жизнью людей у реки. Особенностью сюжетных ходов его рассказов является то, что преступная деятельность против природы предусматривает впоследствии и наказание. Наиболее актуальна тема браконьерства в ловле рыбы.

У Астафьева были сложные отношения с цензурой того времени, и его работы печатались по частям, вырезанными и исправленными. Но повесть «Царь-рыба» издавалась хоть и по частям, но без правок, что удивило автора и его друзей, а также поклонников его таланта.

Вскоре книга писателя стала популярной и попала в иностранную печать, вызвав там споры. Из напечатанных произведений, входящих в сборник, наибольшим успехом пользовалась повесть «Царь-рыба». Тогда власти перестали относиться настороженно к творчеству Астафьева и даже вручили талантливому писателю высокую награду – государственную премию СССР.

Жанр и смысл названия произведения

Повесть «Царь-рыба» относится к деревенской прозе. Царь-рыбой издавна считался осетр, самая ценная промысловая рыба. В повести и в других рассказах цикла этот мифологический образ-символ гигантских размеров рыбы представляет собой всю великую природу, ее силу, мощь, над которой человек не властен. Человек не может существовать без природы и ее даров, ресурсов, а природа во все времена может существовать без человека.

Царь-рыба – это природа-мать, она несет в себе новое начало – множество икринок, из которых появится новая жизнь. В повести автор применяет прием олицетворения: огромная рыба – это судьба человека, его нравственное начало. Она судит человека за его нравственные проступки и за варварское отношение к природе и наказывает его.

Царь-рыба заставляет главного героя Зиновия Игнатьича вспомнить безнравственный поступок по отношению к любимой девушке Глаше и раскаяться в содеянном. Оказавшись на грани жизни и смерти, герой осознал свои грехи, получил раскаяние и очищение. Он пересмотрел свои взгляды на жизнь, стало другим отношение к природе и к людям.

Темы и проблемы повести

В своем произведении автор затрагивает множество тем. Это тема отношения человека к природе, к людям, тема судьбы и наказания за деяния человека, темы раскаяния, очищения от грехов, прощения.

Также Астафьев интересно описывает деревенский быт, нравы, изображает местный колорит в повести. Психологически тонко он рассказывает о герое, о его жизненном пути.

Своим произведением автор касается проблем и вопросов экологии, состояния окружающей среды и влияния на нее деятельности человека.

Изобразительно-выразительные средства произведения

В рассказе «Царь-рыба» В.П. Астафьев раскрывает сущность человека через природу и величие природы через человека с помощью сравнений и метафор. Проза автора очень богата художественными средствами и приемами выразительности. Например, он использует прием обобщения, называя героя не по имени, а просто человек. Также он использует ассоциативные связи, просторечные слова, местный диалект, рисуя образ жизни рыбаков.

Автор осуждает людей за их эгоизм, жадность, недальновидность и за другие негативные черты. Он с помощью многочисленных приемов и средств, выражает свое отрицательное отношение, неприятие таких противозаконных явлений как браконьерство и других действий людей, наносящих вред природе.

Повесть В.П. Астафьева учит читателей жить по законам природы и нравственной чистоты, рационально использовать природные дары, быть человечными по отношению к растениям, животным и людям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector