Анализ произведения «Слон» (А. И. Куприн)

Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.

История создания

Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.

Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.

Жанр, направление

  1. Направление – реализм;
  2. Жанр – рассказ.

Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.

  1. Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели. Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания. Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
  2. Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
  3. Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.

Темы и проблемы

  1. Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми. Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми. На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание.
  2. Общая проблематика произведения — воспитание детей. Все знают, насколько тяжёл этот труд и сам процесс воспитания, тянущийся чуть ли не на протяжении всей жизни родителей. Поведение Нади может быть следствием ошибки семьи: окруженная игрушками и роскошными условиями, девочка остается одинокой, ведь все ее куклы – не живые. Отсутствие внимания и общения с родителями повлекло за собой развитие апатии к жизни. Интерес ребёнка к внешнему миру понижается, он не понимает отношения мамы и папы к своей личности и просто уходит в свой мир, замыкаясь в себе. Как правило, проблемы в человеке, отрицательные качества характера всегда являются причиной неправильного воспитания и плохого примера со стороны семьи.
  3. Также поднимается тема отношений человека с природой на живом примере Нади и Томми. Их дружба и выздоровление девочки после знакомства со слоном – пример неразрывности связи между человеком и окружающим миром. Автор напоминает нам, как важна взаимность между матушкой природой и тем, что она создала. Каждый из нас должен относиться к животному с уважением, словно к своему собрату. И тогда оно может отблагодарить нас, сняв нервное напряжение и подарив положительные эмоции.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл. Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве. В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.

Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.

Чему учит?

Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

Автор: Алёна Ласькова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector