Анализ произведения «Бабушке» М.И. Цветаевой

История создания стихотворения

Стихотворение было написано в 1914 году. Это первое произведение, которое написала Цветаева после переезда в новую квартиру. Можно представить, как поэтесса развешивала картины, наводя уют в жилище. Марина была впечатлена портретом бабушки по материнской линии М. Бернацкой. Поэтесса пишет проникновенный стих, в котором фантазирует, какой могла быть юная девушка, глядящая с портрета. Марина Цветаева никогда не видела ее, та умерла совсем молодой женщиной, чуть старше 20 лет. Бернацкая была аристократкой из Польши, очень красивой. Поэтесса пытается представить, какой была ее родственница и проследить связь поколений. Поэтесса считала, что непростая судьба и смерть в молодости является роком их рода. Поэтесса всегда предпочитала век минувший современности и в своем стихотворении она пытается отыскать некую связь между собой и бабушкой.

Жанр стихотворения

Стихотворение насквозь пронизано эмоциями. Оно относится к лирике, в котором автор показывает внутренние и внешние качества своей бабушки. Показывает мысли и чувства девушки. Главная героиня стиха отождествляется с самой поэтессой. Мировоззрение их очень похоже. Героиня придумывает романтические черты, которыми могла бы обладать бабушка и пытается проследить схожесть с собственным характером. Слог стихотворения очень легок. Ритм его отдаленно напоминает вальс. Можно представить, как молодая Полька танцевала на балу с кавалерами.

Композиция произведения

Композиция стихотворения условно делится на несколько частей. В первой части поэтесса даёт четкое представление о том, как выглядела ее родственница. Читатель может представить себе красоту и горделивость юной красавицы. Во второй части стиха Цветаева пытается обозначить черты характера, присущие ее бабушке и найти явное сходство со своими. Можно представить какой была ее жизнь. На заданный вопрос «кто вы?» поэтесса знает ответ. В третьей части поднимается извечный вопрос жизни и смерти. Можно догадаться, что смерть девушки была внезапной. По описанию того дня, ничего не предвещало трагедии, но «звезды погасли». В четвертой части прослеживается преемственность поколений и мысль о том, как поэтесса похожа на бабушку.

Образы, раскрытые в стихотворении

Лирическая героиня живёт в мире грез и фантазий. Она переживает яркие эмоции, глядя на изображение родственницы. Цветаева внимательна и подмечает каждую деталь. Поэтесса фантазирует о событиях, которые происходили в жизни ее бабушки. Героиня подмечает, что строптивый характер достался ей по наследству от юной польки. Образ бабушки не менее примечателен. При помощи ее описания, читатель имеет представление о ее характере: горделивая, чуть надменная, немного холодная, в то же время мудрая не по годам женщина, ведь «юные девушки так не глядят». Возможно к своим 20 годам, бабушка Цветаевой успела пережить нерадостные события. Ведь информации о бабушке у поэтессы крайне мало и она лишь фантазирует, основываясь на изображении. Автор пытается угадать тайны, которые возможно скрывает бабушка. Последние строки стихотворения посвящены моменту гибели юной девушки. Ее звезда погасла. Элемент описания пейзажа на самом деле олицетворяет неразделимость жизни и смерти. Лирическая героиня рассуждает, сколько возможностей упустила бабушка, ведь смерть забрала ее так рано. Сколько было планов у девушки, целей и нереализованных мечтаний.

Основные темы стихотворения

В стихотворении можно выделить несколько ключевых тем.

  • Тема любви. Лирическая героиня испытывает нежные чувства к своей родственнице, отмечая, что они имеют множество схожих черт характера. Испытывает ментальную привязанность к бабушке, которую никогда не видела.
  • Тема семейных отношений. Существует крепкая связь поколений, проходящая сквозь годы. Незримая связь объединяет героиню с бабушкой, ушедшей в столь раннем возрасте.
  • Тема утраты. Героиня рассуждает, сколько возможностей не реализовано в связи со столь ранней смертью бабушки. Описание дня ее гибели пронизано болью потери и безысходностью. Неспособностью изменить ход истории.
  • Тема преемственности поколений перекликается с темой семейный отношений, но представлена более широко в произведении.

Проблемы в стихотворении

В своем стихотворении Марина Цветаева раскрывает несколько основных проблем.

  • Проблема ностальгии. Героиня никогда не знала своей бабушки, но в произведении пытается обозначить черты, которые присущи обеим женщинам. Лирической героине хочется понять, какая была ее бабушка.
  • Проблема памяти. Сквозь года, героиня пронесла воспоминания о своей бабушке, она интересуется судьбой родственницы, по крупицам собирая информацию. Пытается пофантазировать, какой могла быть жизнь бабушки, чем она могла заниматься, какие события происходили в ее жизни.
  • Проблема ранней смерти. Эта проблема поднимается в самом конце произведения. Бабушка погибла, будучи совсем юной девушкой. Ее оборвавшаяся жизнь унесла с собой множество нереализованных возможностей. Как могла сложиться ее жизнь, если бы бабушка дожила до преклонных лет. Была бы ее жизнь лёгкой и беззаботной или ее путь был бы тернистым и полным препятствий. Героиня может лишь сожалеть о том, что им не довелось встретиться.

Раскрытие основной темы

Героиня придает значение важности связи поколений. Человечество не должно забывать свои корни. Необходимо интересоваться прошлым и историей жизни своих предков. В стихотворении говорится о любви. Несмотря на то, что героиня никогда не знала свою бабушку, она с трепетом относится к ее образу.
Стихотворение изобилует средствами выразительности. Применяется множество эпитетов, позволяющих лучше раскрыть как внешний облик бабушки, так и черты ее характера.
В произведении используется авторская пунктуация. Строки содержат множество восклицаний и вопросов для усиления экспрессии. Также используются тире там, где по правилам русского языка их быть не должно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector