«Случайная вакансия» в могилу: кого убила Джоан Роулинг?

О чем книга Роулинг «Случайная вакансия»?

Первая глава романа Джоан Роулинг «Случайная вакансия» коротко сообщает нам о смерти Барри Фейрбразера, городского советника Пэгфорда. Да, писательница решила не тянуть и убить своего героя сразу же, на глазах у читателя и остальных персонажей. Всю свою жизнь Барри боролся за справедливость, причем для всех и каждого. Он выступал в совете за права жителей нищего предместья Филдс, своими силами помогал этим людям, хоть и терпел упреки жены. По характеру Барри близок герою фильма Юрия Быкова «Дурак». Мэри Фейербразер обвиняет мужа в том, что тот тратит силы, время и деньги непонятно на кого: «У всех есть соседи, но это не значит, что за ними надо присматривать до конца своих гребаных дней». «Они нам никто», — повторяет ту же мысль жена Никитина-дурака в фильме Быкова.

Один за всех, и… больше никого

Барри Фейербразер умирает в самом начале, и мы понимаем, что все обречены. У этого городка нет шансов без таких, как Барри. Но он умер, оставив слабых людей, трусов и лицемеров. Умер и Дмитрий Никитин в «Дураке». Юрий Быков в интервью Юрию Дудю объяснил финал тем, что «мы как зрители пока не заслужили положительного героя». Так не бывает, что кто-нибудь появится и всех нас спасет, считает режиссер. Получается, на периферии Британской действительности Роулинг увидела похожую картину. Есть люди, которые отчаянно нуждаются в помощи, есть моральные проблемы, равнодушие и жестокость. Но нет тех, кто готов это исправить. А одному человеку это не под силу.

Они же алкоголики, наркоманы и тунеядцы. Первый человек Пэгфорда, глава городского совета Говард Молиссон постоянно возмущается: почему мы должны помогать таким людям? Интересно, что и Говарду, и всем ему подобным отвечает Юрий Быков: справедливость должна распространяться на всех; если нам «пофигу» на этих алкашей и бомжей, чего тогда стоят наши мораль и справедливость? «Они мне важны, и они живые люди», — считает Быков. Можно сказать, что они же важны и для Дж. Роулинг. Но она тоже не находит в современной действительности выхода.

Приличные жители Пэгфорда

Барри Фейербразер сам родом из бедного предместья Филдс. И он имел право противостоять «приличным» жителям Пэгфорда, указывать на их равнодушие и притворство. У каждого из героев в доме найдется больше «грязи», чем в халупах нищего района: одни бьют своих родных, другие лгут и лицемерят, ставят себя на вершину общества, забывая о собственном происхождении; они не слышат друг друга, не слышат крик о помощи даже от собственных детей. Люди рождаются в этом маленьком отсталом, но красивом с виду городке, живут своими мелкими, ежедневными желаниями и умирают, стараясь заранее позаботиться о хороших местах на кладбище (глава городского совета и его жена). У них нет действительно достойной цели в жизни. Они заперты в горячо любимом Пэгфорде. В экранизации книги Мэри Фейербразер продает дом красивой, миловидной семейной паре со словами: «Вы выглядите как настоящие жители Пэгфорда». Это значит, что маленькое уютное болотце будет жить и процветать еще долгие годы.

Три возраста надежды

Надежда на изменения, на формирование лучшего общества проходит три возраста: состоявшийся человек Барри Фейербразер, девочка-подросток Кристалл, которой помогает герой, и ее маленький трехлетний брат Робби. Фейербразер — это доказательство того, что не происхождение влияет на судьбу человека, хотя героя вполне можно назвать лишь исключением. Он умирает, однако нельзя ставить крест на жителях Филдс. Кристалл — подросток, поэтому она постоянно находится на пределе: физиология и психология в таком возрасте работают как извергающийся вулкан. И на эту хрупкую девочку падают все лишения: мать-наркоманка, забота о младшем брате, а ведь еще надо учиться и как-то выживать. Роулинг показывает ее хоть и грубой, но беззащитной и нуждающейся в поддержке. Она доведена до полного отчаяния. И единственный человек, которому было на нее не наплевать, — это умерший Барри Фейербразер. Что уж и говорить о маленьком Рбби, который явно не заслужил такую жизнь. В книге мальчик погибает, потому что его действительно не ждет ничего хорошего в этом мире. Его некому спасти. В сериале Робби остается жив. Таким образом, появляется хоть какая-то надежда.

В романе же умирает и Барри, и девочка-подросток, и ее брат. Единственным выходом оказывается всегда открытая случайная вакансия — смерть.

Автор: Анастасия Карташова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

1 комментарий

  1. Ирина:

    Вот скажите, Анастасия Карташова, на**я тут плести про Юрия Быкова?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector