Словотворчество Владимира Маяковского

Революция формы стихотворного произведения – одно из фундаментальных качеств искусства футуристов. Представители этого авангардного течения экспериментировали с размерами и рифмой, обыгрывали звучание фраз, вкрапляли в текст формулы и математические символы, а также придумывали окказионализмы. Неординарное и экспрессивное словотворчество наделяет футуристскую поэзию особыми эффектами: притягательностью шифра (хочется разгадать не очевидный замысел) и радостью открытия (читатель видит новые слова и возможности языка). Виртуозный «будетлянин» Владимир Маяковский умело и уместно использовал авторские окказионализмы.

Проанализируем примеры употребления окказионализмов у Владимира Маяковского в поэмах «Баллады Редингской тюрьмы», «Во весь голос» и тетраптиха «Облако в штанах».

Окказионализмы из поэмы «Баллады Редингской тюрьмы»

Омолнили, осовело, звоночинки, звоночище, мячище, иголит, троглодитский, троглодичьей, зеркалюсь, размедведил, задеваньем, люхорадюсь, лаплю  — все это изобретения Маяковского. Чаще всего он экспериментирует с глагольными формами, придавая стихотворению динамики и характерного напора: читателя будто окатывает контрастный душ. Кубофутуристам свойственны резкие очертания, геометрическая угловатость и отрывистые, быстрые, острые линии. Окружающий мир они показывают на изломе, во всей оголенной точности и контрастности. Такие качества Маяковский перенес в поэзию. Если провести аналогию с живописью, его стихотворения – картины Пикассо в словах.

В основном, глаголы получаются из существительных: «омолнили» от слова «молния», «зеркалюсь» от слова «зеркало» и т.д. Кроме того, автор активно работает с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами:  «звоночинки» и «звоночище», например.

Окказионализмы из поэмы «Во весь голос»

В этой поэме встречаются следующие оригинальные образцы: кудреватые, мудреватые, мандолинят, песенно-есененный, амурно-лировой, многопудье. Маяковский начинает внедрять в стихотворения составные окказиональные прилагательные: «песенно-есененный», «амурно-лировой». Это новшество принадлежит именно ему. Сложные построения, которые представляют собой эпитеты, – яркие цвета в картине поэта. Они запоминаются, как индивидуальный стиль автора, и долгое время аналогичные опыты всплывают в сознании читателя. Он подражает мастеру и пытается раскрасить свои мысли столь же насыщенными красками.

Маяковский не сводит поэзию к набору собственных штампов: он постоянно развивается и проводит новые эксперименты. Если в предыдущей поэме главную роль играют глаголы, то в данном произведении на первом плане прилагательные. Автор делает ставки не только на динамику и оглушительный темп, но и на полутона описаний, точные и тонкие грани предметов, которые в суете и будничной сутолоке человек просто не замечает.

Окказионализмы из поэмы«Облако в штанах»

Тетраптих – наиболее насыщенное окказионализмами произведение: выжиревший, изъездеваюсь, огромив, славословятся, залежанные, декабрый, окошенное, любеночек, коночек, свылись, тинится, покреплюсь, наслезненные, поцелуишко, выстони, размозолев, безъязыкая, испешеходили, златоустейший, крикогубый, исслезенные, изругивался, иссосанной, потноживотные, неисцветшую, выпляшет, крыластый, кудластый, божище, божик.  У Маяковского слова, прежде всего, несут смысловую нагрузку в тексте, красота и необычность формы не имеют решающего значения. Поэт не хвалится своим даром, а выражает мысль всеми доступными средствами. Зачастую его новообразования дают оценку, причем, негативную. Они усиливают грубый нажим кисти, жесткость подачи и тембра, которыми славится Маяковский. Для кубофутуриста не последнюю роль играет звучание слов, броское и хлесткое, как смысл его стихов. Этого результата он добился, максимально выжимая родной язык. Творчество выходит за рамки поэзии.

Конечно же, мы разобрали только ограниченное количество примеров исключительно для демонстрации индивидуального авторского метода Маяковского и особенностей его неповторимого стиля, не притязая на полноту исследования. Футуристы сделали колоссальный выброс творческой энергии, порождения которого до сих пор изучены не в полной мере. Важно то, что понимание методологии и алгоритма новообразований поможет современным авторам продолжить столь же качественно работать с родным языком и раскрывать его потенциал. Любителям классики подобное внимание к поэзии принесет наиболее полное осознание и наиболее сильное ощущение любимых стихотворений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *