«Процесс» Кафки: в чем смысл романа-притчи?

... Он был застенчив, беспокоен, нежен и добр, но написанные им книги жестоки и болезненны. Он видел мир, наполненный незримыми демонами, рвущими и уничтожающими беззащитного человека. Он был слишком прозорлив, слишком мудр, чтобы смочь жить, слишком слаб, как бывают существа прекрасные и благородные, не способные ввязаться в битву со страхом, испытывающие непонимание, отсутствие доброты, интеллектуальную ложь, потому они знают наперед, что борьба напрасна и что побежденный противник покроет к тому же своим позором победителя. Его книги наполнены жесткой иронией и чутким восприятием человека, видевшего мир столь ясно, что он должен был умереть, если не хотел подобно другим делать уступки и искать оправдания, даже самые благородные, в самых различных ошибках разума и подсознания… Милена Есенская

Икона стиля: секрет мастерства Кафки

21 век, интернет вновь пестрит заголовками и хэштегами : #ФранцКафка, #Человек-жук, #Замок, #Абсурд, #КафкианскийМир, #с_Кафкой_по_жизни и прочее.

Я всегда была убеждена, что сложность его прозы в разы преувеличена. Та завеса безумия, абсурда, непонимания, которая окружает его образ в сознании людей, заранее наталкивает на столкновение с чем-то непостижимым, тайным, чудовищным и опасным.

С технической, художественной стороны Кафка достигает таких эффектов с помощью простого элемента – это приём материализации языковых метафор, которые уже давно стёрлись и чей переносный смысл уже не воспринимается.

Творчество Франца Кафки в 7 прилагательных

Франц Кафка, возможно, самая странная фигура в европейской литературе начала ХХ века. Склонность к абсурду, изолированность, неуверенность в себе, смирение с происходящим, странность, необычайная фантазия, которая лаконично проста, – все это повлияло на его творчество. Художественный мир его романов, новелл, притч – многозначный, символичный, трагический. Манера его письма – сновиденческая, образно размытая, безысходная, но одновременно такая лирическая – все это открывает возможность пристрастно оценивать творчество писателя, приписывать ему то, чего оно, может, и не подразумевало.

Кто такой Франц Кафка и почему он такой мрачный?

Франц Кафка (03.07.1983 — 03.06.1924) — немецкоязычный писатель ХХ века еврейского происхождения, большая часть его работ была опубликована посмертно. Родился в еврейской семье, проживавшей в бывшем еврейском гетто Австро-венгерской Праги (ныне Чехия). Его отец, Герман Кафка, являлся оптовым торговцем галантерейными товарами. Мать писателя – Юлия Кафка, дочь зажиточного пивовара. Отношения Франца с деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, преломлявшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. Младший Кафка был ранимым человеком, тонко чувствующим и постоянно рефлексирующим. Но суровый Герман не мог этого понять. Он, истинный предприниматель, много требовал от своего единственного сына, и такое воспитание вылилось в многочисленные комплексы и неумение Франца строить прочные отношения с другими людьми. В частности, работа для него являлась адом, и в своих дневниках писатель не раз жаловался на то, как тяжело ему идти на службу и как люто он ненавидит свое начальство.

Кафка при жизни опубликовал четыре сборника — «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь».  Также были выпущены в свет первая глава романа «Америка» «Кочегар» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения — романы «Америка» (1911—1916), «Процесс» (1914—1915) и «Замок» (1921—1922) — остались в разной степени незавершёнными и были изданы уже после смерти автора и вопреки его последней воле.

О чем роман Кафки «Процесс»?

Старший прокурист банка Йозеф К. обнаруживает, что попал под арест. Арест персонажа приходится на его день рождения — это неспроста, это своего рода подсказка для читателя, которая указывает, что последующие события будут не реальными, а, скорее, иносказательными. Последний год своей жизни герой проживает в рамках судебного процесса, о котором никто ничего не знает. Вина не известна даже судьям, которые ведут его дело. Он виноват просто потому, что каждый из нас в этой жизни может быть в чём-то виноват.

Вина сама притягивает к себе правосудие

Анализ романа «Процесс»: жанр, темы, идея, смысл финала

«Процесс», созданный Францем в начале ХХ века, на протяжении целого столетия волнует многие светлые умы. Произведение написано в уникальном литературном стиле модернизма, акцентирует актуальную проблему общества – противостояние человека и системы.

По своему жанру произведение относится к философскому роману, при этом в нем можно заметить «тонкие нити» классического романа эпохи реализма.

Присутствие фантастических явлений в романе никак не выделяется автором. Кафка не использует особых художественных средств выразительности речи. Его литературный стиль бесстрастен, спокоен и чёток в любых ситуациях. Именно отсутствие акцента на странностях разрушает рамки привычной нам реальности и показывает всю нелепость действительности.

Я, конечно, очень удивлен, но когда проживешь тридцать лет на свете, да еще если пришлось самому пробиваться в жизни, как приходилось мне, то поневоле привыкаешь ко всяким неожиданностям и не принимаешь их слишком близко к сердцу

Композиция романа строится по классическому линейному принципу: в начале завязка сюжета (Йозеф К. просыпается и получает извещение об аресте и допросе), затем развитие действия (оно происходит очень медленно, это судя потому, что первое ходатайство в суд адвокат пишет на протяжении нескольких месяцев), после чего наступает кульминация (Йозеф отказывается от услуг адвоката и выслушивает глубокую философскую притчу « Перед законом»), далее следует неожиданная, но вполне логичная развязка (смертельный приговор). Своей вины Йозеф так и не узнает даже тогда, когда его убивают «как собаку» — ножом в сердце.

…бывают случаи, когда приговор можно вдруг услыхать неожиданно, от кого угодно, когда угодно

Все герои романа так или иначе связаны с судебным производством (чиновники, адвокат Гульд, художник Титорелли, сиделка Лени и пр.). На протяжении всего «Процесса» женщины так и липнут к герою. Адвокат Гульден объясняет это тем, что они подсознательно видят всех обвиняемых красивыми и готовы дарить свою любовь каждому — не по очереди, а всем сразу.

 Все на свете имеет отношение к суду

Через хронотоп произведения можно увидеть весь абсурд жизни. Йозеф К. постоянно сталкивается с судебной системой в замкнутых, душных пространствах. Со временем пространство начинает замыкаться и в пределах обычной жизни персонажа: в окнах ему открываются крохотные кусочки стен и крыш соседних домов, внутри помещений его постоянно окружают толпы людей – чиновники, банковские служащие, распущенные подростки.

Йозеф К. отказался играть по правилам судебной системы, он бросил ей вызов и обрёк себя на смерть. В этом его победа, в этом и его поражение.

Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников?

Автор: Христина Паняева

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *