Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами

В обыденной жизни мы нечасто задумываемся над душераздирающими противоречиями, которыми буквально напичкан человек. Но, как только случается что-то из ряда вон выходящее, мы оказываемся между двух огней, решая: либо поступить по расчету, либо дать волю эмоциям. Почему же человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? Неужели нельзя выбрать компромисс?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, я приведу примеры из художественной литературы. В повести Куприна «Олеся» главная героиня приобрела репутацию ведьмы в родном селе. Влюбившись в рассказчика, она решила пойти в церковь, чтобы доказать обратное. Жители деревни забросали ее камнями, девушка еле добралась до дома и сразу вынуждена была покинуть тот край из-за угрозы расправы. На этот рискованный поступок ее толкнуло чувство. Умом героиня понимала, что крестьяне суеверны и боятся ее, поэтому до встречи с возлюбленным она избегала появляться на людях. Рассудок всегда оберегал ее от необдуманных действий: авантюра запрещалась, как и подвиг. Но когда власть над ней взяло чувство, и то, и другое стало возможным. Иррациональное начало не приемлет расчета и опасения, оно требует от нас сиюминутного действия (в случае Олеси – подвига во имя любви). Рациональное начало, наоборот, опирается на рассудительность и опыт, поэтому предостерегает нас от скоропалительных решений (то есть, мешало Олесе раньше роковой встречи сходить в церковь).

В произведении Паустовского «Телеграмма» контраст между разумом и чувствами очевиден. Сначала Настя руководствовалась рассудком, поэтому делала карьеру, не давая воли эмоциям. Когда ее мать умерла в одиночестве и тщетном ожидании, героиня приехала и предалась горю и сожалениям. Очевидно, расчет и сантименты несовместимы: если бы она осталась с больной матерью, они бы едва сводили концы с концами, и не факт, что вообще могли бы так прожить. Если бы Настя моталась между деревней и городом, она бы совсем измучалась и наверняка потеряла бы выгодное место. Именно поэтому автор устраивает этот внутренний переворот в своей героине, чтобы власть разума сменилась на власть чувств. Вместе они не могут усидеть на пьедестале.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами, потому что они несовместимы и всегда противоречат друг другу. Найти между ними компромисс очень сложно, особенно, в неординарной ситуации.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *